По оценкам экспертов, уже к 2030 году объем ежегодного экспорта свекловичного жома из РФ вполне может достичь 1,6 млн тонн.
За неполный 2024 год объем вывоза из России свекловичного жома достиг примерно 1,4 млн тонн.
Это в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года, что можно считать очень неплохой динамикой, считают специалисты.
При этом больше всего жома закупают такие страны, как Китай, Латвия и Турция.
При этом структура рынка жома в России такова, что львиная часть его уходит на экспорт, поскольку внутреннее потребление достаточно маленькое.
Данный продукт используется в животноводстве, но развитие рынка жома внутри страны медленное. Хотя теоретически весь производимый жом мог бы найти применение у российских животноводов, но практически до этого еще очень далеко, потому что спрос на него с их стороны в данный момент времени достаточно низкий.
Таким образом, использование жома на протяжении долгих лет остается стандартным – в основном он идет за рубеж.
Что же касается структуры экспорта жома, то она претерпела существенные изменения.
Раньше ведущим импортером был Евросоюз, но теперь он сознательно отказывается от закупок российских товаров, в том числе и жома.
Летом 2023 года Евросоюз полностью запретил поставки обычного жома, сохранив при этом возможность ввоза мелассированного.
Теперь же и эту категорию продукции обложили заградительной ввозной пошлиной на уровне цены самого товара. Поэтому экспорт в Евросоюз на какое-то время становится практически невозможным.
В связи с этим приходится активно искать новые рынки. Однако здесь также имеются затруднения, признают специалисты.
Все дело в том, что свекловичный жом является одним из самых дешевых видов кормов, поэтому для него крайне важна стоимость логистики.
А по большей части жом производится в центральной части страны. Чтобы поставить его на экспорт, нужно сначала отвезти его в морской порт, например, на Балтику или в Новороссийск.
С учетом этого, а также последующей транспортировки на судне, сахарный завод, который произвел жом, в итоге получит совсем небольшую часть от выручки, что делает практически нецелесообразной такую схему.
Однако в последнее время набирает популярность схема вывоза жома в Китай.
Трудности с логистикой здесь отсутствуют благодаря тому, что КНР активно поставляет в РФ многие товары в контейнерах, которые обратно идут пустыми.
Получается, что их заполнением жомом позволяет доставлять его в Китай практически бесплатно, что очень выгодно для обеих сторон.
В то же время, эксперты видят потенциал в том, чтобы развивать внутренний рынок жома, а также наращивать поставки в страны, которые граничат с регионами-производителями данной продукции.