Эксперты ожидают, что в этом году объемы транспортировки агрогрузов с использованием железной дороги могут еще увеличиться.
Уже несколько лет эти объемы стремительно растут.
Например, в 2022 году по железной дороге было перевезено 31 млн тонн аграрных грузов, в 2023 году – 38 млн тонн.
Ожидается, что в текущем году данный показатель может еще увеличиться на 5% и составить до 40 млн тонн.
Однако существуют проблемы, которые могут помешать дальнейшему наращиванию объемов транспортировки, предупреждают специалисты.
— Оборачиваемость вагонов-зерновозов.
На главных экспортных направлениях она в настоящее время ухудшается по причине загруженности магистралей. В итоге создаётся дефицит таких вагонов, которые наиболее широко используются именно для транспортировки зерновых грузов.
— Большие объемы перевозки, которые также создают дефицит вагонов.
В свою очередь, объемы растут по нескольким причинам.
Первая из них – рекордные урожаи зерна, которые держатся на высоком уровне уже несколько лет.
Вторая – из-за переориентации экспортных потоков с европейских стран на страны Востока и Юга очень существенная часть поставок идет теперь через черноморские порты.
Соответственно, железнодорожные магистрали, ведущие к этим портам, вынуждены принимать на себя дополнительную высокую нагрузку.
— Закрытие аэропорта в части регионов, причем как раз южных, создает дополнительную нагрузку на железнодорожную систему, поскольку она становится безальтернативным способов транспортировки пассажиров и грузов.
Все эти проблемы влекут за собой еще одну существенную сложность для аграриев, а именно заметное повышение цен на транспортировку грузов по железной дороге.
В прошлом году ФАС проводила проверку на предмет обоснованности роста цен на вагоны для перевозки сыпучих грузов, однако это не решило проблему.
Участники рынка отмечают, что повышение цен на транспортировку грузов является очень болезненным, поскольку заметно снижает рентабельность производства.
В настоящее время нет никаких оснований для того, чтобы рассчитывать на скорое решение этой проблемы.
Согласно прогнозу Минсельхоза, объем зерновых грузоперевозок из РФ в этом году не только не снизится, но должен еще вырасти.
Согласно данным, которые приводит ведомство, в прошлом году экспорт зерна составил 60 млн тонн, в этом он может вырасти до 65 млн тонн.
С учетом этого, нагрузка на железнодорожные магистрали может еще больше увеличиться, что создает и риски дополнительного роста цен.