В настоящее время поставки в дружественные страны составляют уже 87% в общей структуре российского агроэкспорта, и такая тенденция продолжается.
За 11 месяцев 2023 года экспорт продукции АПК в дружественные страны по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 25%, отметил руководитель центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов.
«Сместили фокус в их сторону, что позволило расширить поставки даже в те страны, которые раньше были аутсайдерами с точки зрения нашего экспорта.
Экспорт продукции АПК в дружественные страны в 2023 году вырос на 25%. Их доля в общем объеме аграрного экспорта уже составляет 87%.
Экспорт в Китай в этом году увеличился на 58%, в Египет – на 19%, в Индию – на 56%», – заявил он.
В целом же на сегодняшний день российская аграрная продукция имеет очень широкий ареал экспорта: она активно поставляется сразу в 150 стран мира.
Причем их список тоже постоянно растет. Например, в этом году РФ открыла рынки для поставки своей агропродукции сразу в 14 странах. В том числе, это Алжир, Тунис, Китай.
Особенно важным моментом является то, что в этом году для российских аграриев впервые открылся китайский рынок свинины. Это стало возможно после того, как страны достигли соглашения в области фитосанитарных мер, в частности, связанных с предотвращением распространения африканской чумы свиней.
При этом увеличиваются объёмы экспорта и в те страны, которые традиционно являются партнёрами России в этой области.
Например, в течение года поставки в Индонезию увеличились в 5 раз, в Мексику и Бразилию в 4 раза, в Танзанию в 14 раз, в Кению в 4 раза.
Как отмечают эксперты, такая широкая география поставок делает российский агроэкспорт более устойчивым.
Переход на сотрудничество с дружественными странами уменьшает возможные риски, связанные с санкциями и другими ограничениями, при этом большое количество покупателей дополнительно страхует Россию как экспортёра от избыточной зависимости от любого из них.
Какие продукты Россия поставляет на экспорт?
В первую очередь, это зерновые и зернобобовые культуры. Их поставки в текущем сезоне выросли в 1,8 раза, если сравнивать с 2022 годом.
Например, заметно выросли в объемах поставки пшеницы – в 1,7 раза, итоговый объём поставок составил 50 млн тонн.
Экспорт ячменя одновременно с этим вырос в 2,3 раза, достигнув отметки в 7 млн тонн.
Значительным достижением российских производителей ячменя стало то, что Россия существенно нарастила экспорт ячменя в Саудовскую Аравию, причем она даже потеснила на местном рынке австралийский ячмень, который ранее лидировал.
Саудовская Аравия нарастила закупки российского ячменя в 2,6 раза, также очень хорошие результаты достигнуты в Иране.
Важнейшим залогом развития российского агроэкспорта является то, что увеличивается пропускная способность зерновой инфраструктуры.
Не так давно Россия могла отправлять за рубеж не более 5 млн тонн зерна в месяц, но теперь это значение увеличилось до 6-7 млн тонн, подчёркивают эксперты.