С 1 февраля по 30 июня следующего года размер экспортной квоты на вывоз зерна может составить 24 млн тонн.
О таком потенциальном размере квоты на днях заявила замминистра сельского хозяйства России Оксана Лут. По её словам, по состоянию на 7 ноября объем урожая зерна в РФ находится на уровне 147 млн тонн.
Изначально механизм экспортной квоты заработал с 2020 года, тогда она была совсем небольшая: с 1 апреля по 30 июня правительство разрешило вывезти всего 7 млн тонн.
Далее квота устанавливалась ежегодно на период с 1 февраля по 30 июня. В 2021 году она составила 17,5 млн тонн, в 2022 году – 11 млн тонн, в 2023 году – 25,5 млн тонн. В целом мы видим, как квота постепенно увеличивается, но при этом она зависит от объёмов урожая.
Например, 2022 год был рекордный по сбору зерна в России, так что и квота находится на самом высоком уровне за последние годы.
При этом экспорт российского зерна в страны ЕАЭС никем не сдерживается и может проводиться без всяких ограничений, в этом случае никакие квоты не действуют.
Зачем нужны экспортные квоты?
Их главное предназначение – стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке и не допустить дефицита продовольствия.
Одновременно с квотами с 2021 года запущен механизм экспортных пошлин, но их смысл совсем в другом: такие пошлины должны защитить россиян от роста внутренних цен на зерно (а значит, и на хлеб) в тот момент, когда эти цены растут на мировых рынках.
Что касается квот, то в целом логика их распределения понятна и справедлива, считают эксперты: те компании, которые смогли экспортировать максимальные объёмы в прошлом году, смогут и в этом получить больше прав на экспорт.
Правда, такая схема значительно затрудняет вход на рынок новых игроков, у которых в прошлом никаких поставок не было.
В настоящее время российские экспортёры позитивно смотрят на объём поставок, предложенный Минсельхозом, и планируют выбрать всю имеющуюся норму.
При этом сама квота может быть ещё скорректирована, потому что, например, точный объём урожая зерна в России пока не известен.
Как отмечают эксперты, в настоящее время все внешние преграды для экспорта зерна, связанные с санкциями, в основном преодолены. Остаются внутренние, в том числе, связанные с логистикой. Это касается и железных дорог, и морских портов.
Но эти проблемы также решаются. Например, в ближайшее время должен запуститься порт в Высоцке, который займётся экспортом зерна в азиатском направлении, что во многом разгрузит южные российские порты.