Несмотря на «стратегическое партнерство», в Поднебесной практически не покупают российское зерно, несмотря на то, что в РФ его избыток.
Китай – крупнейший потребитель и импортер продовольствия в мире, что неудивительно, с учётом его гигантского населения.
Он активно развивает своё сельское хозяйство. Например, в 1990-е годы он производил 110 млн тонн пшеницы в год, то сейчас уже около 137 млн, но все равно для такой страны этого явно недостаточно.
Россия при этом – крупнейший в мире экспортер пшеницы, чему сильно способствовали рекордные урожаи 2022 года.
Однако российская пшеница на экспорт в Китай практически не идет.
В 2022 году КНР импортировала 12 млн тонн пшеницы. Это больше, чем Турция и ЕС (10,5 млн) и Индонезия (10 млн).
В 2022 году общий товарооборот Китая и России вырос на 29%, достигнув 190 млрд долларов, экспорт из РФ в Поднебесную – на 47%.
Однако львиную долю в структуре этого экспорта занимают энергоносители (нефть, газ) и металлы (алюминий).
Что касается агроэкспорта из РФ, то она в прошлом году увеличила его в целом на 15%.
Но пшеницы в Китай было поставлено всего 30 тысяч тонн: капля в море, учитывая огромный урожай российской пшеницы на уровне 104 млн тонн.
Если уж и говорить про китайский аграрный импорт из России, то в основном это морепродукты.
Основные поставщики пшеницы в Китай – это Австралия (60%), Канада (185) и США (8%).
Почему же Китай не покупает пшеницу в РФ?
С 1976 года действовал прямой запрет на это, поскольку в российской пшенице находили опасный грибок (карликовая головня). Постепенно запрет снимали.
В 2015 году КНР разрешила закупать пшеницу в Новосибирской, Омской, Красноярской и Алтайской областях РФ. С 2018 года добавились Челябинская, Амурская и Курганская, а с 2022 года – все остальные.
Казалось бы, формальных ограничений больше нет, но есть вопрос конкурентоспособности.
Китай покупает только яровую пшеницу, а в России она выращивается в основном на Востоке.
Большой проблемой является логистика: если везти пшеницу по морю, то тут Россия не будет иметь преимуществ перед теми же Канадой и Австралией, у которых и маршруты получаются короче.
Вопрос могла бы частично решить транспортировка ж/д транспортом, и есть надежда, что открытие нового зернового терминала улучшит ситуацию.
Кроме того, эксперты отмечают, что разрешение на экспорт пшеницы в Китай было дано только в прошлом году, поэтому говорить о результатах еще рано, нужно посмотреть, что будет через несколько лет.