В России начинают автоматизировать морские порты

Внедрение современных технологий в работу порта позволяет максимально повысить эффективность его работы. Технологии «умных портов» сегодня активно используют по всему миру.

Что входит в это понятие? Здесь много составляющих:

— Использование камер и датчиков

— Применение 3D-моделей

— Использование беспилотных судов

— Смарт-контракты на блокчейне

— Интернет вещей

— Зеленые и энергосберегающие технологии

Все это в сумме часто управляется искусственным интеллектом (ИИ).

Система собирает данные всех камер и датчиков, на основании этого и строится 3D-модель. Кроме того, нужные сотрудники своевременно уведомляются, если где-то возникли проблемы – например, выход из строя крана или затор из судов на разгрузку.

ИИ способен и сам решать многие вопросы: например, назначать каждому судну конкретный причал в зависимости от его загруженности.

Где это реализовано на практике?

 

Известный пример – бельгийский порт Антверпена.

В 2019 году там была начата обработка документов на основе блокчейна, в 2020 году во время пандемии использовались браслеты, которые контролировали соблюдение социальной дистанции работниками.

В 2021 году была создана 3D-модель всего порта, которая позволяет в реальном времени наблюдать, как идет работа на каждом участке.

Большая роль отводится камерам, которые способны не просто фиксировать видеоряд, но и распознавать объекты в кадре: типы транспортных средств, вес тары, качество воды в доках.

Наконец, в 2022 году появились беспилотные краны, которые также управляются ИИ и способны выполнять необходимые операции намного быстрее, чем при работе по традиционным методикам.

Не отстает и Китай, у него как минимум 3 порта, в которых активно применяются «умные технологии».

Например, порт в г. Сямынь находится полностью под управлением ИИ, а все данные с высокой скоростью передаются через сеть 5G.

В порте Циндао также имеется автоматическая система погрузки, которая обеспечивает высокую скорость обработки грузов – до 30 TEU в час.

В других китайских портах применяются, например, системы ветрогенерации, которые обеспечивают его энергонезависимость.

Что имеется в России?

 

На сегодняшний день в значительной степени автоматизирован Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Там создана автоматизированная система погрузки разгрузки, у докеров имеются электронные планшеты для быстрого занесения в базу информации о грузах.

В ближайшее время планируется использовать и технологии беспилотных судов. Все это вместе может сильно ускорить практически все процессы, происходящие в порту.