Если в 1991 году в РФ просом было засеяно около 2 млн гектар, то сейчас – не более 240 тысяч гектар.
Соответственно, и производство пшена тоже сократилось в разы.
Даже если сравнить 2022 год с предыдущим, то мы видим значительное сокращение площадей: с 295 тысяч гектар до 240 тысяч.
Несмотря на то, что за последние пару десятилетий урожайность выросла с 8 центнеров с гектара до 12,5 центнеров с гектара, всё равно в целом мы наблюдаем, как выращивание данной культуры постепенно сходит на нет.
В то же время, у нее большой потенциал, считают в ФАО (продовольственной организации ООН).
У пшена большое количество преимуществ:
— Многие ассоциируют его со здоровым образом жизни.
— Пшено очень дешево стоит по сравнению с другими крупами (в магазинах можно его найти от 30 рублей за килограмм), благодаря этому оно на третьем месте по объему продаж после гречки и риса.
Производство пшена растет, цены – тоже
Если сравнивать 2021 год с 2022 годом, то производство пшена увеличилось на 15 тысяч тонн, до 112 тысяч. Это, кстати, очень высокий показатель, рекордный с 2000 года: тогда было 131 тысяча.
На этом фоне, однако, цены на пшено растут, и причина тут очень простая: в прошлом году был самый низкий с 2018 года урожай проса: всего 309 тысяч тонн.
Пшено пойдет на экспорт?
Россия могла бы нарастить экспорт пшена. В этом плане оно выгодно тем, что до него еще «не добралось» государство, которое уже ввело квоты и пошлины на многие сельхозкультуры, например, пшеницу и подсолнечник.
Кроме того, в правительстве думают, не ввести ли аналогичные меры также в отношении гречки и риса.
А вот что касается пшена, таких мыслей пока что нет. И это может стимулировать аграриев к тому, чтобы хотя бы в ближайшие несколько лет сделать упор именно на эту культуру.
«Просо — как раз та агрокультура, за снижение цен на которую государство не борется пошлинами, в то время как идеи зарегулировать вывоз гречихи и риса-сырца у чиновников перманентно возникают», – считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
При этом, по его мнению, наращивать производство проса для внутреннего потребления нет смысла: российский рынок уже вполне им насыщен.
А вот у экспорта есть хороший потенциал, особенно если говорить про азиатские и африканские рынки, где дешевые продукты питания всегда вызывают высокий интерес.
Правда, начинать нужно именно с формирования в этих страна рынков сбыта, и только потом можно будет приступать к наращиванию производства, отметил Корбут.