По итогам сезона 2022/2023 Россия может стать крупнейшим экспортером подсолнечного масла

По сравнению с предыдущим сезоном, предложение для мирового рынка увеличилось на 70%, а прирост может составить более 5 млн тонн.

О возможном лидерстве России в мире в качестве экспортера подсолнечного масла в середине октября 2022 года говорил премьер-министр Михаил Мишустин.

По итогам сезона 2021/2022 Россия занимала 5 место в мире.

Что позволяет России стать ведущим экспортером подсолнечного масла?

С одной стороны, в текущем сезоне рекордный урожай масличных и большие переходящие остатки дали возможность маслоперерабатывающим заводам значительно нарастить объемы производства.

Остатки семян подсолнечника предыдущего сезона при ожидании рекордного урожая стимулировали стабильную работу перерабатывающих заводов на старте сезона.

В настоящее время, многие фермеры в российских регионах везут собранный урожай напрямую на маслоперерабатывающие заводы.

Как результат – показатели самообеспеченности населения страны подсолнечным маслом превысят 200%.

По предварительным оценкам, потребление подсолнечного масла внутри страны составит порядка 3,2 млн тонн, соответственно, излишки будут направлены на экспорт.

С другой стороны, Украина, которая являлась ведущим мировым экспортером подсолнечного масла, в этом сезоне явно не поставит на мировые рынки сопоставимые с прошлым годом объемы.

Помимо этого, Украина в текущем сезоне переориентировалась с экспорта растительного масла на экспорт семян подсолнечника, что дополнительно простимулировало мировой спрос на продукцию переработки.

По мнению аналитиков, в сезоне 2022/23 ожидается прирост экспорта российского подсолнечного масла на 10%.

Даже если в этом году при этом Россия займет вторую строчку в рейтинге мировых экспортеров подсолнечного масла, то в следующем сезоне у нее есть все предпосылки стать лидером.

Как решаются проблемы с логистикой и финансовым сопровождением сделок?

Логистические проблемы по-прежнему оказывают значительное влияние на российский экспорт, несмотря на то, что компании активно работают над их решением.

Крупные компании активно двигаются в сторону развития экспорта на азиатские рынки, в частности, в Китай, переориентируя часть своих отгрузок именно в этом направлении.

В сезоне 2021/22 основными покупателями российского масла были Турция, Индия, Китай, Иран и Египет.

Пул основных импортеров в этом году не претерпел сильных изменений: единственное, что можно отметить – это рост поставок в Китай практически на 50% при сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Говоря о логистике в целом, экспортеры отмечают значительный рост расходов на фрахт судов и страхование, которые за последние полгода выросли примерно в 5 раз.

Подводя промежуточные итоги текущего сезона, эксперты отмечают тот факт, что на фоне снижения цен до уровня прошлого года, увеличение экспорта стоит ожидать, в первую очередь, за счет увеличения поставок в натуральном выражении.