Год к году количество потребителей СТМ выросло с 21.3 до 37.5%.
Среди крупнейших продуктовых сетей самыми лояльными к собственным торговым маркам были покупатели «Пятерочки» — 74% выбирали продукцию СТМ.
Среди покупателей «Азбуки вкуса» приверженцев собственных брендов сети 64%.
Далее: покупатели «Ленты» и «Перекрестка» — по 57%.
Х5 Group, владелец «Пятерочки» и «Перекрестка», отмечает, что рост популярности СТМ не характеризуется только лишь стремлением покупателей сэкономить – это осознание оптимального соотношения продукции по параметрам «цена – качество».
В пользу этого вывода говорит и популярность СТМ среди покупателей «Азбуки вкуса»: товары этого ритейлера никогда не находились в первой ценовой категории.
При этом в 2021 году доля СТМ в товарообороте «Азбуки вкуса» составила 16.2%, увеличившись на 1.1 п.п.
Доля продукции СТМ в розничном товарообороте в 2021 году выросла и в других сетевых магазинах:
«Пятерочка» — рост с 18.8% до 22.4%
«Перекресток» — рост с 12.4% до 15.2%.
Более половины ассортимента в дискаунтерах «Да!», принадлежащих группе «О’кей», составляют товары собственных торговых марок, а в сети гипермаркетов «О’кей» такой продукции 7.8%.
Рост объема продаж СТМ в дискаунтерах «Да!» в 2021 году увеличился на 25.5% по сравнению с 2020 годом и на 60% по сравнению с 2019 годом.
В сети магазинов «Магнит» продажи собственных торговых марок выросли почти на 24%, составив 16% в общей выручке магазинов.
Ассортимент продукции СТМ в сети вырос на 750 позиций, а в общей сложности на полках магазина ритейлера представлено около 4 000 товарных позиций под маркой собственного бренда.
К 2025 году компания планирует увеличить долю СТМ в продажах до 25%.
Но всё-таки в целом, аудит розничной торговли, который проводит исследовательская компания NilesenIQ, говорит о том, что рост среди покупателей приверженцев собственных торговых марок сетей в первую очередь обусловлен стремлением потребителей оптимизировать бюджет и сократить расходы.
В свою очередь такая тенденция сформировала новый виток развития СТМ сетей: их доля в российской рознице поднялась до самых высоких значений за последние пять лет – 5.5% (данные на сентябрь 2021 года).
Рост продаж собственных торговых марок опережает средние значения на рынке повседневного спроса:
рост продаж СТМ в продовольственном сегменте в денежном выражении составил 17% при росте всех товаров только на 6%.
в непродовольственном сегменте рост продаж товаров СТМ составил 5%, при падении оборотов всех товаров этого сегмента на 0.5%.