Всё больше россиян выбирают продукцию под собственными торговыми марками сетей

Год к году количество потребителей СТМ выросло с 21.3 до 37.5%.

Среди крупнейших продуктовых сетей самыми лояльными к собственным торговым маркам были покупатели «Пятерочки» — 74% выбирали продукцию СТМ.

Среди покупателей «Азбуки вкуса» приверженцев собственных брендов сети 64%.

Далее: покупатели «Ленты» и «Перекрестка» — по 57%.

Х5 Group, владелец «Пятерочки» и «Перекрестка», отмечает, что рост популярности СТМ не характеризуется только лишь стремлением покупателей сэкономить – это осознание оптимального соотношения продукции по параметрам «цена – качество».

В пользу этого вывода говорит и популярность СТМ среди покупателей «Азбуки вкуса»: товары этого ритейлера никогда не находились в первой ценовой категории.

При этом в 2021 году доля СТМ в товарообороте «Азбуки вкуса» составила 16.2%, увеличившись на 1.1 п.п.

Доля продукции СТМ в розничном товарообороте в 2021 году выросла и в других сетевых магазинах:

«Пятерочка» — рост с 18.8% до 22.4%

«Перекресток» — рост с 12.4% до 15.2%.

Более половины ассортимента в дискаунтерах «Да!», принадлежащих группе «О’кей», составляют товары собственных торговых марок, а в сети гипермаркетов «О’кей» такой продукции 7.8%.

Рост объема продаж СТМ в дискаунтерах «Да!» в 2021 году увеличился на 25.5% по сравнению с 2020 годом и на 60% по сравнению с 2019 годом.

В сети магазинов «Магнит» продажи собственных торговых марок выросли почти на 24%, составив 16% в общей выручке магазинов.

Ассортимент продукции СТМ в сети вырос на 750 позиций, а в общей сложности на полках магазина ритейлера представлено около 4 000 товарных позиций под маркой собственного бренда.

К 2025 году компания планирует увеличить долю СТМ в продажах до 25%.

Но всё-таки в целом, аудит розничной торговли, который проводит исследовательская компания NilesenIQ, говорит о том, что рост среди покупателей приверженцев собственных торговых марок сетей в первую очередь обусловлен стремлением потребителей оптимизировать бюджет и сократить расходы.

В свою очередь такая тенденция сформировала новый виток развития СТМ сетей: их доля в российской рознице поднялась до самых высоких значений за последние пять лет – 5.5% (данные на сентябрь 2021 года).

Рост продаж собственных торговых марок опережает средние значения на рынке повседневного спроса:

рост продаж СТМ в продовольственном сегменте в денежном выражении составил 17% при росте всех товаров только на 6%.

в непродовольственном сегменте рост продаж товаров СТМ составил 5%, при падении оборотов всех товаров этого сегмента на 0.5%.