Транспорт – значительная статья бюджета Казахстана, которая составляет до 8% его ВВП.
В результате новогодних протестов по этой сфере может быть нанесён удар.
Казахстан – государство, которое удачно расположено между Россией, Китаем и азиатским регионом, а также западными странами. В своей политике Казахстан ведёт себя соответствующе: старается держать баланс.
Главным его партнёром с максимальным товарооборотом (экспорт + импорт) в 2020 году была Россия: 21% всей казахстанской торговли, 18.2 млрд долларов. На втором месте Китай: 15.3 млрд долларов, 18%.
В силу своего расположения Казахстан превратился и в очень важную страну для транзита грузов, в том числе контейнерных, по маршруту Китай-Европа и обратно.
Казахстан сыграл очень важную роль в том, что объём наземных перевозок по данному направлению сильно вырос. В общем объёме транзита Казахстана это направление занимает 88%.
Почему контейнерные перевозки через Казахстан так популярны?
Они действительно популярны: с 2019 года их объём вырос вдвое. В 2021 году он составил 1 млн TEU в год, а это величина, примерно равная объёму всего контейнерного транзита через территорию России.
Очень важно, что транспортировка через Казахстан позволяет исключить риск заторов на восточном полигоне РЖД, что сильно повышает скорость и предсказуемость сроков.
К настоящему времени существенно расширилась соответствующая инфраструктура: в Казахстане возникло множество складов и терминалов, которые позволяют осуществлять транзит быстро и эффективно.
Чем опасна политическая нестабильность в Казахстане?
Помимо всего прочего, она может лишить его лидерства в области транзита контейнерных грузов из Китая в Европу.
Сами по себе протесты и даже произошедшие вооружённые столкновения мало повлияли на транзит, тем более что самая острая фаза, скорее всего, позади.
Важно другое: снижение предсказуемости транзита и репутации страны. Это увеличивает риски, что проявляется вполне ощутимым образом: например, растут ставки по банковским кредитам для логистических компаний.
Всё это означает, что могут сократиться и объёмы транзита. А они дают стране 13.6 млрд долларов в год, причём 1 млрд долларов – это как раз контейнерные перевозки.
При этом важно понимать, что транзит через Казахстан – всё-таки не единственная возможность отправить грузы из Китая в Европу.
Это направление стало очень популярным, в первую очередь, из-за пандемии, когда возникли существенные сложности с отправкой по морю из-за дефицита контейнеров.
Но если сейчас у транзита через Казахстан возникнут дополнительные риски, то это может изменить ситуацию в невыгодную для него сторону.