Общий объём незаконного экспорта может достигать до 2 млн тонн в год.
Из них 500 тысяч тонн перерабатываются в Казахстане, остальные продаются в соседние страны.
Как считает Таисия Колегова, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана, такая ситуация становится возможной по причине «сотрудничества» российских и казахстанских производителей и трейдеров.
Подобное положение дел приводит к очень негативным последствиям.
— Бюджеты (как российский, так и казахстанский) недополучают налоги. Таможенные службы РФ даже не в курсе, что миллионы тонн пшеницы были проданы на экспорт. Точно так же и бюджет Казахстана не получает налог 12% (импортный НДС), а это десятки миллиардов тенге в год.
— Купленное в России зерно транспортируется внутри Казахстана как собственное, по льготным ж/д тарифам. Значит, и перевозчик недополучает деньги.
— Дешёвый импорт ставит под угрозу собственных казахстанских производителей. Их зерно оказывается не востребовано, теряет конкурентоспособность.
— Поскольку ввезённое зерно по документам считается выращенным в Казахстане, то искажаются данные о реальных урожаях и в этой стране, и в РФ.
— Российским перерабатывающим предприятиям не хватает зерна. Например, из Омской области ежегодно до 200 тысяч тонн зерна уходят в Казахстан.
— Падение репутации казахстанских фермеров. «Серые трейдеры» закупают в России самое худшее зерно – фуражное, затем оно отправляется в другие страны уже как казахстанское.
Как остановить незаконный экспорт?
Как видим, негативных последствий у данного бизнеса много. Что можно сделать, чтобы его прервать?
Самое главное – нужны более строгие законы.
Согласно внутренним правилам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), между его странами-участниками грузооборот происходит без таможенных проверок, без контроля.
«Сотни тысяч тонн заходят по документам, как воздух. Пустой КамАЗ пересек границу, заехал в РФ и «пустой» по документам вернулся в Казахстан. По документам, а по факту он везет российскую пшеницу!», – рассказывает Таисия Колегова.
Таможенные службы, ФСБ, ГИБДД могли бы задать вопросы водителям грузовиков, но почему-то этого не делают.
Почти вся пшеница в Казахстан перевозится именно автотранспортом – через РЖД работать нелегально очень сложно.
Повлиять на ситуацию может и сложная политическая ситуация в Афганистане – это один из основных рынков конечного сбыта российского зерна, наряду с Узбекистаном и Таджикистаном.
Если банки откажутся осуществлять банковские переводы в Афганистан, торговля с этой страной может оказаться под угрозой.
Однако главное, что может снизить масштабы контрабанды зерна – это строгие законы, повышенный контроль, а также ответственность самих российских производителей, которые зачастую не прочь получить от «серых трейдеров» наличные, загрузив автомобиль пшеницей без всяких документов.