Контрабандисты массово отправляют в Казахстан российское зерно

Общий объём незаконного экспорта может достигать до 2 млн тонн в год.

Из них 500 тысяч тонн перерабатываются в Казахстане, остальные продаются в соседние страны.

Как считает Таисия Колегова, вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана, такая ситуация становится возможной по причине «сотрудничества» российских и казахстанских производителей и трейдеров.

Подобное положение дел приводит к очень негативным последствиям.

— Бюджеты (как российский, так и казахстанский) недополучают налоги. Таможенные службы РФ даже не в курсе, что миллионы тонн пшеницы были проданы на экспорт. Точно так же и бюджет Казахстана не получает налог 12% (импортный НДС), а это десятки миллиардов тенге в год.

— Купленное в России зерно транспортируется внутри Казахстана как собственное, по льготным ж/д тарифам. Значит, и перевозчик недополучает деньги.

—  Дешёвый импорт ставит под угрозу собственных казахстанских производителей. Их зерно оказывается не востребовано, теряет конкурентоспособность.

—  Поскольку ввезённое зерно по документам считается выращенным в Казахстане, то искажаются данные о реальных урожаях и в этой стране, и в РФ.

—  Российским перерабатывающим предприятиям не хватает зерна. Например, из Омской области ежегодно до 200 тысяч тонн зерна уходят в Казахстан.

—  Падение репутации казахстанских фермеров. «Серые трейдеры» закупают в России самое худшее зерно – фуражное, затем оно отправляется в другие страны уже как казахстанское.

Как остановить незаконный экспорт?

 

Как видим, негативных последствий у данного бизнеса много. Что можно сделать, чтобы его прервать?

Самое главное – нужны более строгие законы.

Согласно внутренним правилам Евразийского экономического союза (ЕАЭС), между его странами-участниками грузооборот происходит без таможенных проверок, без контроля.

«Сотни тысяч тонн заходят по документам, как воздух. Пустой КамАЗ пересек границу, заехал в РФ и «пустой» по документам вернулся в Казахстан. По документам, а по факту он везет российскую пшеницу!», – рассказывает Таисия Колегова.

Таможенные службы, ФСБ, ГИБДД могли бы задать вопросы водителям грузовиков, но почему-то этого не делают.

Почти вся пшеница в Казахстан перевозится именно автотранспортом – через РЖД работать нелегально очень сложно.

Повлиять на ситуацию может и сложная политическая ситуация в Афганистане – это один из основных рынков конечного сбыта российского зерна, наряду с Узбекистаном и Таджикистаном.

Если банки откажутся осуществлять банковские переводы в Афганистан, торговля с этой страной может оказаться под угрозой.

Однако главное, что может снизить масштабы контрабанды зерна – это строгие законы, повышенный контроль, а также ответственность самих российских производителей, которые зачастую не прочь получить от «серых трейдеров» наличные, загрузив автомобиль пшеницей без всяких документов.