Онлайн-продажи продуктов в России стремительно растут

Если в 2019 году объём розничных продаж продовольственных товаров через интернет не превышал 43 млрд рублей, то в 2020 году составил 135 млрд рублей.

То есть, имеет место рост на 214%.

Катализатором такого взрывного роста стала пандемия коронавируса.

В условиях самоизоляции, когда поход в магазин стал затруднительным, именно доставка продовольствия на дом во многом спасала положение. При этом такой формат стал новым как для потребителей, так и для торговых сетей.

В настоящее время имеет место дальнейший рост.

За первые полгода 2021 года объём онлайн-продаж продуктов в РФ составил 150 млрд рублей – то есть, уже больше, чем за весь 2020 год.

По мнению экспертов, такими темпами к 2024 году годовой объём может составить до 1.1 трлн рублей, а доля онлайн-рынка в целом благодаря этому тоже значительно вырастет: с 5.3% до 18.8%.

В настоящее время в России уже сформировалась пятёрка лидеров по доставке продуктов покупателям:

X5 (Перекрёсток).

Сбермаркет.

Вкусвилл.

Самокат.

Яндекс. Лавка.

Как считают специалисты, вход на этот рынок новых игроков, сопоставимых по масштабам, крайне затруднителен и вообще вряд ли возможен.

Так что весь рост, скорее всего, будет происходить за счёт расширения сферы деятельности услуг компаний, перечисленных выше.

Они могут значительно расширить свою выручку с помощью реализации следующих стратегий:

Расширение своих услуг в регионах и в малых населённых пунктах.

Доставка свежих овощей и фруктов.

Доставка алкоголя.

 

Заменит ли доставка «магазины у дома»?

 

Этот вопрос вызывает дискуссии. Например, гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что, когда пандемия закончится, рост онлайн-продаж также на время затормозится, но потом этот рынок вновь начёт повышаться.

А вот руководитель Плодоовощного союза Михаил Глушков скептически настроен к доставке продуктов, как минимум – плодоовощной продукции.

По его мнению, формат «у дома» всегда останется в приоритете, поскольку, во-первых, покупки можно сделать по пути, затратив минимум времени. А во-вторых почти каждый предпочтёт самостоятельно выбрать фрукты и овощи, проверив качество яблок и помидоров.

На доставке же можно получить подгнившие экземпляры или помятые – в том числе, и в процессе самой доставки. Частично спасти ситуацию смогут бренды, которым пользователи будут доверять и знать, что их не обманут с качеством.

Так или иначе, пандемия заставила всех протестировать новый формат онлайн-доставки продуктов, и отказа от него точно уже не будет.

Перспективы же для развития здесь огромные, так что весь вопрос – в его скорости.