По статистике, в первом полугодии 2021 года производители зерна пользовались услугами РЖД на 15% чаще, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Одна из причин такого явления – снижение привлекательности автомобильного транспорта.
Сегодня на российских дорогах всё чаще вводят ограничения на максимальный вес грузового автомобиля и штрафы за его превышение.
Поэтому грузоотправители, в том числе производители агропродукции, начинают думать о переходе на железнодорожный транспорт.
При этом Центральная дирекция РЖД по управлению терминально-складским комплексом прикладывает много усилий, чтобы ещё больше привлечь отправителей зерна к своим услугам.
В настоящее время на территории страны находятся 99 терминалов, услугами которых могут пользоваться отправители зерна, а также зернобобовых и масличных культур.
Погрузка и разгрузка.
Хранение (предоставление складских площадей).
Переработка на элеваторах.
РЖД позволяет заказчикам установить на арендуемой ими площади терминала собственные элеваторы для переработки продукции на месте, либо предоставляет свои.
Это позволяет уменьшить количество перевозок с целью переработки, так как её можно осуществить прямо на пути следования груза. За последний год объёмы переработки выросли на 43%, то есть, почти в 1.5 раза.
Ещё одна предоставляемая РЖД услуга, которая пользуется всё большим спросом – это контейнерные перевозки зерна.
Значительная его часть в итоге идёт в черноморские порты и грузится на суда. Упаковав зерно в контейнеры ещё на стадии перевозки по железной дороге, впоследствии удаётся избежать его долгой и дорогой перевалки, а сразу грузить контейнеры на морской транспорт.
Что мешает развитию ж/д перевозок зерна?
Как отметил Антон Мишин, директор Департамента перевозок зерновых грузов компании «Эколайн», сегодня есть несколько факторов, которые тормозят этот процесс.
Во-первых, введённые государством пошлины, которые отнюдь не стимулируют экспорт.
Во-вторых, загруженность некоторых участков маршрутов. Например, к черноморским портам всегда очередь.
Контейнерные перевозки по ж/д – это один из способов уменьшить время разгрузки каждого вагона и таким образом устранить заторы.
В-третьих, некоторые государства, и в частности Китай, который является одним из главных импортёров российской с/х продукции, периодически вводят ограничения на ввоз зерна.
Хотя отмечается и позитивная динамика: например, за 5 месяцев 2021 года экспорт российского зерна в КНР через Гродеково увеличился более чем вдвое.
В настоящее время РЖД принимает дополнительный комплекс мер в целях реализации выпущенного министерством с/х РФ федерального проекта «Экспорт продукции АПК».
Самое главное, что планируется – привести предоставляемые объёмы перевозок в соответствие с реальными потребностями грузоотправителей.
Это позволит значительно ускорить и упростить как транспортировку зерна внутри страны, так и отправку его на экспорт.