За неделю до 1 февраля российские экспортёры «поднапряглись» и отправили за рубеж 40% сезонного урожая в течение всего 7 дней.
Последняя неделя прошла под знаменем «стахановского труда»: за этот период на экспорт отправилось свыше 603 тысяч тонн сои. Эта цифра впечатляет, если сравнить её со значениями предыдущих недель:
Впечатляет она и в сравнении с общим объёмом уже вывезенной из страны сои урожая 2020 года (те самые 40%), и с общим урожаем прошлого года (4.4 млн тонн).
То есть, 15% урожая было за недельный срок продано за границу. Преимущественно, в Китай.
Объяснение простое: с 1 февраля введена пошлина на экспорт сои в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 165 евро за тонну. Пошлина действует до 30 июня, хотя законодатель прозрачно намекал, что и после этой даты отмена вряд ли последует.
Вот только законодатель, похоже, не учёт одного: всё то, что хотели и могли продать на экспорт, на сегодняшний день уже продали.
Как соеводы собираются выживать под гнетом пошлины?
В настоящее время за рубеж сою можно продать по 35-40 тысяч рублей за тонну. Правда, 30% из этого придётся отдать в виде пошлины. Эту ставку производители считают завышенной, «запретительной». А вот на 20% они могли бы согласиться. Как отметил Владимир Юсупов, исполнительный директор Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России в Амурской области, пошлина в размере 30% «задушит» соеводов.
Интересно, что в 2020 году от экспорта сои из РФ было выручено 428 млн долларов, а в 2019 году – 246 млн. При этом урожай как был на уровне 4.4 млн тонн, так и остался. То есть, почти двойной рост прибыли – это следствие повышения цен.
Сложнее всего на Дальнем Востоке, где выращивают не менее 2 млн тонн сои в год, и минимум половину продают в Китай. Что теперь делать с соей, которая вырастет в сентябре (прошлогоднюю уже почти всю продали) – пока непонятно.
Глава Минсельхоза Амурской области Олег Турков категорически против продажи «чистой» сои: по его словам, это то же самое, что вывозить необработанный лес. А каждые 100 тысяч тонн экспортированной сои – это 2 млрд рублей денег, которые недополучили местные переработчики.
Впрочем, переработчики не знают, куда бы они девали произведённую продукцию. На внутреннем рынке спрос на соевый шрот и масло практически нулевой. Так что даже если переработать всю произведённую сою, до последнего боба, остаётся вопрос сбыта продукции.
Везти в центральную часть страны невыгодно – расходы на транспорт будут такими, что в итоге цена окажется запредельной.
Поэтому проще просто продавать в Китай соевые бобы и ни о чём не волноваться.
Впрочем, теперь этот путь почти закрыт – разве что цены ещё вырастут и покроют даже 30%-ную ставку.
В связи со всем этим на данный момент соеводы в недоумении, что делать дальше. Но время до нового урожая ещё есть. И пока зреет соя, возможно, созреют и решения.