Согласно решению Минсельхоза РФ, в следующем году экспорт зерновых (пшеницы, ржи, кукурузы и сои) резко ограничат.
В период с 1 февраля по 30 июня 2021 года все экспортёры смогут продать за рубеж суммарно не более 15 млн тонн зерновых.
Квоты будут выдаваться по историческому принципу. За разрешениями придётся обращаться в Минсельхоз.
Ограничение касается торговли со странами, не входящими в ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Ограничение экспорта зерновых впервые после 2010 года Россия ввела весной 2020 года в связи с пандемией коронавируса.
В сложившейся ситуации продовольственная безопасность страны получила более высокий приоритет, чем прибыль от внешней торговли.
Итогом стало ограничение экспорта в 7 млн тонн (с 1 апреля по 30 июня 2020). Это совсем небольшое количество: данная квота была полностью использована экспортёрами уже к 26 апреля 2020. Все остальные запасы зерна, которые могли бы быть проданы до июня, остались в стране.
Ограничение экспорта – единственный способ сдержать рост цен.
Главной задачей Минсельхоза, помимо обеспечения достаточных запасов продовольствия в стране, является ограничение роста цен. В том числе, и на зерновые.
В настоящее время одна тонна пшеницы 3-го класса стоит около 17700 рублей. А это почти в полтора раза выше, чем было год назад. И даже если сравнить с маем 2020, когда первый этап пандемии уже был позади, цена пшеницы выросла на 1500 рублей за тонну (в мае она составляла около 16200 рублей).
Удорожание зерна неизбежно повлечёт цепную реакцию: повышение цен на хлеб, на выпечку, на мясомолочную продукцию (поскольку зерно является кормом для скота).
Как отметили в Институте конъюнктуры аграрного рынка, сегодня рост цен на зерно сдерживают только два фактора: усилия государственных органов и падение спроса, связанное с тем, что многие компании-потребители (кафе, рестораны, пекарни, кондитерские) не смогли пережить пандемию.
Фактически, на сегодняшний день у государства нет других эффективных инструментов, кроме установления лимитов, чтобы сдержать рост цены. Так что ограничение экспорта – неприятная для бизнеса, но оправданная мера.