В Государственную Думу внесен законопроект о поправках в закон «О зерне».
Данный документ предусматривает создание в России единой информационной системы прослеживаемости зерна и контроля его качества.
Минсельхоз России озвучил предложение о создании системы контроля в декабре прошлого года.
По своей сути, этот законопроект схож с уже работающем «Меркурием», только теперь не для животноводов, а для растениеводов.
Министерство предполагает, что предлагаемая структура позволить собрать информацию о всех компаниях, которые принимают участие в производстве, транспортировке, хранении и переработке зерна.
Всех игроков рынка обяжут быть зарегистрированными в новой системе сбора данных, а внесение в нее недостоверной информации будет наказываться на законодательном уровне.
Производство зерна – это крупнейшая подотрасль сельского хозяйства и один из самых важных видов сельхозпродукции, которая страна поставляет на внешние рынки.
При этом Россия входит в «тройку» крупнейших мировых экспортеров.
На сегодняшний момент отсутствует контроль за тем количеством и качеством зерна, которое производит каждый регион и какое количество экспортирует.
Также отсутствует система контроля качества зерна на всех этапах его жизненного цикла.
Законопроект предусматривает введение такого понятия, как СИДЗ – документ, в котором будет содержаться вся информация о перевозимом зерне или продукте его переработки и который позволит отследить его перевозку любым видом транспорта.
Оформлять данный документ будут уполномоченные организации, и продажа зерна на территории РФ, а также его экспорт и импорт без СИДЗ будет невозможна.
Мнения экспертов в вопросе необходимости введения законопроекта разделились.
Одни считают, что эта инициатива позволит исключить «серые» схемы в поставках зерна, когда груз поставляется без сопроводительных документов.
К примеру, сделки с некоторыми покупателями из СНГ, а также ЕАЭС (в частности, вывоз зерна автотранспортом) могут не попадать ни в какую статистику.
Это связано с тем, что отправки зерна по железной дороге отслеживаются, а по поставкам автотранспортом (а это около 65%) достоверных данных нет.
Есть данные, что в Казахстан ушло порядка 2 миллионов тонн зерна, а по официальным данным в три раза меньше.
Другие эксперты сходятся во мнении, что закон не рассматривает главные вопросы функционирования и регулирования зернового рынка, а сосредоточен только на контрольно-надзорной функции.
По их подсчетам, введение данного законопроекта увеличит издержки производителей зерна на 25-30 миллиардов рублей в год, что автоматически приведет к снижению конкурентоспособности – все дополнительные затраты будут закладываться в цену производителя.
При следовании подобной системе отслеживания, зерно должно находиться на обособленном хранении, а его стоимость примерно на 30% дороже обычного.
Кроме этого, эксперты хотят получить ясность в вопросе дублирования сбора данных: первоначально надо консолидировать те системы, которые уже есть и только потом, после понимания, чего рынку действительно не хватает, принимать новые законопроекты.
В любом случае, от принятия такого закона до его нормального функционирования пройдет немало времени, потому что производителей зерна, переработчиков, трейдеров и других участников этого процесса большое количество.
Но, в конечном итоге, цифровизация всех рыночных процессов будет способствовать тому, что конкуренция станет более добросовестной, а сам рынок будет двигаться в сторону практик других стран.
Вступление законопроекта в силу ожидается с 1 января 2022 года.