В России создан координационный совет по поддержке экспорта

Когда речь заходит о России как экспортере, то первое, что с этим понятием ассоциируется – это нефть и газ.

Исторически сложилось так, что, благодаря природным сырьевым запасам, продукция этого сектора является лидером по поставкам в другие страны.

Но складывающаяся в мире обстановка с введением санкций и нестабильностью цен на нефтяном рынке, устойчиво ведет к развитию несырьевого экспортного рынка.

Несырьевой рынок делится на три предела:

нижний предел – это продукция простой переработки: аграрная продукция (фрукты, зерно, овощи и т.д), продукция химического производства и удобрения.

средний предел – товары, получаемые путем более сложной переработки: мясо, растительное масло, мука, стройматериалы и т.д.

верхний предел – товары, для производства которых требуется глубокая переработка материалов: фармацевтическая продукция, машиностроение, пищевая продукция (хлебобулочные кондитерские изделия, сыры и т.д.), легкая промышленность, мебель.

В 2019 году совокупный российский экспорт составил 422 777 млн долларов США, снизившись на 6.04% от уровня 2018 года.

При этом, российский несырьевой экспорт достиг 154.5 млн долларов США, прибавив 3.5% от объёма 2018 года.

С 2016 года наметился стабильный рост в сегменте несырьевого экспорта. В первую очередь этому способствовала государственная программа импортозамещения, принятая после введения санкций в отношении России.

Программа была направлена на поддержку сельского хозяйства, машиностроения и информационных технологий.

После заполнения и насыщения российского рынка отечественными товарами, возникла необходимость в экспорте.

Лидерами роста стала агропромышленная индустрия, машиностроение и химическая промышленность.

Наибольший прирост по отношению к 2018 году показала непищевая сельхозпродукция: + 25%, лесобумажные товары и продовольствие: +21% в каждом сегменте и металлопродукция: +18%.

Сегодня Россия на рынке экспорта столкнулась с проблемой зависимости от сырьевого сегмента из-за нестабильности цен. От этого страдает оборот в целом.

Исходя из зарубежного опыта, малому и среднему бизнесу выходить на международные рынки немного проще, если сравнивать с транснациональными корпорациями.

И этот сектор обладает огромным потенциалом.

Именно с целью расширения участия во внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, в 2015 году был создан Российский экспортный центр, а сегодня он стал учредителем координационного совета по поддержке экспорта.

КСПЭ будет изучать и решать вопросы, связанные с экспортной деятельностью, выводя их на правительственный и межправительственный уровень.

Основная стратегия – увеличение рынка несырьевого экспорта вплоть до 2030 года.