Пошлина на экспорт подсолнечника в 2021 году может вырасти на 20%

Неоднозначные по своей эффективности меры примет Минсельхозразвития с февраля 2021 г.

В середине мая состоялось заседание подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному урегулированию.

На этом заседание были принято решение об увеличении пошлины на экспорт подсолнечника с февраля 2020 г. по август 2021 г.

Кроме того, было признано целесообразным продлить запрет на экспорт подсолнечника до 31 августа 2020 г.

Казалось бы, такие меры обусловлены экономической ситуацией в целом. Это по мнению министерства, должно способствовать снижению цены на подсолнечник внутри страны, и дать возможность максимально загрузить имеющиеся перерабатывающие мощности.

Таким образом, должна повыситься и добавленная стоимость экспортируемого продукта.

Но, невзирая на ограничительные меры, касающиеся экспорта этой культуры, цена на подсолнечник продолжает расти, например, по данным на 4 июня 2020 г., цена выросла на 317 руб. за неделю и составила 21,9 тыс. руб. за тонну, а в сравнении с июнем 2019 годом, прирост составил на 3,17 тысяч рублей.

Как результат, значительно растет и стоимость подсолнечного масла.

С другой стороны, введение дополнительных ограничительных мер и пошлин может привести к стагнации отрасли в целом: такие меры могут стать антистимулом в выращивании подсолнечника и инвестировании производителями в современные технологии при его производстве.

Неудивительно, если мы станем свидетелями снижения посевных площадей и сокращения сырьевой базы.

Подсолнечник

А надо отметить, что уже к 1 мая 2020 года запасы сырья внутри России были на 30,1 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Ещё одна сторона медали вводимых запретов – это снижение имиджа России , как надежного экспортера.

Ещё до введения первых запретов на экспорт, производители стали испытывать трудности с получением фитосанитарных сертификатов. Причем эта проблема возникла практически синхронно с предложением Масложирового союза запретить вывоз подсолнечника.

Покупатели не будут разбираться во всех политических хитросплетениях, для них есть четкий момент: ранее продукция соответствовала их требованиям, и вдруг перестала.

Что в итоге? Просто начинаются поиски других партнеров по причине непредсказуемости имеющегося.

Что и произошло с турецкими покупателями: по прогнозам, Турция могла бы купить на 300 тыс. тонн больше, а теперь она уже смотрит в сторону украинских поставщиков.

Еще 200-300 тыс. тонн могло бы быть вывезено из страны без ущерба. А теперь это сырье останется в стране, и вполне возможна ситуация, что инициаторы запрета на вывоз столкнутся с затовариванием сырьем.

В этом году масложировая отрасль может выработать 5,5 млн тонн подсолнечного масла в то время, как спрос на внутреннем рынке оценивают в 2,5 млн тонн.

Масла будет много, реализовать его сразу будет трудно, а хранится и продукт и сырье недолго.

Поэтому не исключены остановки производства, хранение сырья на будущее, и как результат – вхождение в новый сезон с прошлогодними остатками.

Комментируя сложившуюся ситуацию с запретом экспорта продовольствия, бельгийская пресса сравнивает его с созданием Россией некоего подобия зернового ОПЕК в целях контроля мирового рынка продовольствия.