Согласно последним данным, в июле 2025 года ассортимент продовольственных товаров уменьшился примерно на 2,3%, если сравнивать с июлем 2024 года.
Аналитики указывают на то, что такая динамика может быть связана со снижением активности ритейлеров в плане запуска новинок. Кроме того, некоторые ритейлеры прямо сейчас проводят анализ того, какие из имеющихся в продаже марок пользуются высокой популярностью.
Соответственно, те бренды, которые не прошли такую проверку, просто удаляются из ассортимента, что приводит к его сокращению.
Таким образом, наметившуюся тенденцию нельзя считать негативной, поскольку она не приводит к реальному уменьшению возможностей покупателя для выбора. Речь лишь об уменьшении числа торговых наименований, подчеркивают специалисты.
Не исключено также, что снижение числа позиций на полках торговых точек может быть связано с их переформатированием.
Сегодня популярность начинают приобретать небольшие магазины «у дома» с площадью около 40 квадратных метров, в то время как крупные гипермаркеты постепенно уходят в прошлое.
Уменьшение площади торгового зала очевидным образом приводит к уменьшению числа товаров в продаже. Причем такую политику сегодня проводят почти все наиболее известные сетевые ритейлеры России.
С этой точки зрения тоже нельзя говорить о том, что это связано с каким-то дефицитом или отсутствием конкретных товаров на рынке, отмечают аналитики.
При этом в непродуктовом сегменте ситуация сегодня еще сложнее, поскольку отмечается массовый переток покупателей из оффлайн-магазинов в онлайн. В наибольшей степени сократились ассортименты детской продукции и алкоголя: примерно на 5%.
С большой вероятностью, торговля в непродовольственном сегменте и далее будет активно уходить в интернет. Это способно вызвать еще одну волну переформатирования магазинов.
Не исключено, что ассортимент товаров, доступных в продаже, в связи с этим еще больше сократится. Впрочем, многое зависит от конкретной ситуации и от политики конкретного магазина, считают эксперты.
Что касается изменения цен, то в настоящее время некоторые виды продовольственной продукции демонстрируют сезонное удешевление.
Например, цены на картофель в августе снизились на 42% по сравнению с июлем, на морковь – на 31%, на капусту – на 27%, на лук – на 24%, на свеклу – на 18%.
Таким образом, в целом сегодня нельзя говорить о том, что продовольственные товары стали менее доступны для потребителей, чем раньше, считают эксперты.