Аналитики отмечают, что за последние годы РФ удалось сменить свой статус на рынке масле: вместо импортера она стала серьезным экспортером.
Еще не так давно Россия была нетто-импортером соевых бобов и пальмового масла. Но на сегодняшний день она стала крупнейшим в мире экспортером подсолнечного масла, а также важным поставщиком рапсового масла.
В прошлом году подсолнечного масла было отправлено за рубеж около 5,7 млн тонн. Это рост на 30% по сравнению с 2023 годом.
Кроме того, впервые в истории удалось преодолеть рубеж в 5 млн тонн.
Подчеркивается, что в основном рост стал возможен за счет азиатских стран. В их числе, в первую очередь, Индия, на которую пришлось целых 40% российского экспорта масла.
Кроме того, Турция также увеличила объемы поставок на 50%, примерно до 800 тысяч тонн. В то же время, Китай сократил закупки до 600 тысяч тонн в год, что является падением на 35%.
Специалисты отмечают, что добиться достижения рекордных результатов по экспорту подсолнечного масла удалось благодаря нескольким факторам.
Первый из них – это высокие объемы переработки подсолнечника на масло внутри страны. При этом перерабатывающие мощности еще используются далеко не полностью, поэтому имеются обширные возможности для будущего развития.
Кроме того, сложилась благоприятная конъюнктура на мировом рынке.
Из-за подорожания пальмового масла оно стало стоить почти столько же, сколько подсолнечное. Но последнее является более качественным, поэтому многие страны и приняли решение нарастить его закупки.
Еще одна причина для увеличения экспорта растительного масла – это заградительная пошлина на вывоз подсолнечника, которая на данный момент установлена на уровне около 100 евро за тонну.
Исключением являются семена других масличных, которые не контролируются так строго. Например, лен, сафлор, кориандр и горчица, для которых не действует пошлина.
Что касается рапсового масла, то Россия по объемам поставок входит здесь в тройку мировых лидеров.
Объем экспорта за 2024 год составил 1,1 млн тонн. Правда, это существенная просадка на 30% по сравнению с 2023 годом.
При этом более 90% российского рапсового масла на данный момент отправляется в Китай, что заставляет задуматься о диверсификации покупателей. Например, падение в 2024 году было связано именно с тем, что КНР сократила объемы закупок.
Тем не менее, РФ удержала 15% рынка рапсового масла в прошлом году. Есть основания полагать, что в будущем эта доля может быть даже увеличена.