Поступило предложение ограничить максимальную наценку при продаже наиболее важных для граждан продуктов.
В Госдуму внесен законопроект, который в случае принятия может ограничить максимальную наценку на товары первой необходимости.
По мнению представителей партии «Справедливая Россия», к таким товарам относятся хлеб, мука, крупы и вермишель, мясо и рыба, масло сливочное и растительное, молоко и куриные яйца, а также черный чай, картофель и капуста, яблоки и морковь.
Идея депутатов в том, что установить на продукты из этого перечня максимальную наценку на уровне 5% для оптовой торговли и 15% – для розничной.
По мнению некоторых законодателей, сейчас рост цен в России очень стремительный. Согласно только официальным данным, за август инфляция составила 8,9%.
Однако ряд продуктов дорожает существенно быстрее, причем зачастую у такого подорожания нет никаких оснований.
Например, в молочных хозяйствах цена на молоко составляет порядка 20-30 рублей, в то время как на полках магазинов оно продается по 75-80 рублей за литр.
Получается наценка более чем вдвое. Если ввести предлагаемую депутатами меру регулирования, то максимальная цена молока в магазинах не будет превышать 45 рублей за литр.
При этом проблема усугубляется тем, что сейчас в России очень многие семьи вынуждены тратить на продукты питания более половины своего дохода. В такой ситуации принятие закона о регулировании максимальных цен на социально значимые продукты могло бы облегчить положение малоимущих семей.
В том числе, депутаты считают допустимым тратить деньги из государственного бюджета, чтобы обеспечить продажу социально значимых продуктов по установленных государством ценам.
Однако ограничение максимальной наценки позволило бы и без этого обеспечить ритейлу достойную выручку до 15%, не ущемляя при этом интересы населения.
Правда, не все согласны с тем, что государственное регулирование цен является хорошей идеей.
Ряд экспертов полагает, что рыночные механизмы действуют намного лучше любого искусственного вмешательства и напоминают, что, когда государство пыталось ограничить цены на сахар и растительное масло, это не дало позитивного эффекта, а, напротив, вызвало спекулятивный рост цен.
Выражается также мнение о том, что наценка торговых сетей не является главной причиной роста цен на продукты, так как в основном стоимость товаров формируют производители и дистрибьюторы.
Кроме того, наценка ритейлеров еще не означает получение ими большой прибыли, поскольку они несут существенные затраты на оборудование торговых залов, налоги и логистику.