Россия может изменить структуру аграрного экспорта

По мнению аналитиков, к 2030 году Россия может существенно нарастить долю мясной и молочной продукции в своем агроэкспорте.

Приоритетной целью для российских аграриев в настоящее время является наращивание экспорта к 2030 году.

Недавно президент РФ Владимир Путин поставил перед отраслью задачу за оставшиеся 6 лет увеличить объемы аграрного экспорта в 1,5 раза, что является очень амбициозной, однако при этом в целом выполнимой задачей, считают многие аналитики.

Согласно специалистам, основу агроэкспорта из РФ так и продолжат составлять зерновые. Есть планы, что в 2030 году их объем экспорта составит около 75 млн тонн.

Это существенно больше, чем 43 млн тонн в 2021 году, при этом в денежном выражении объемы вырастут с 11 млрд долларов до 17 млрд.

В то же время, в области поставок других видов агропродукции могут произойти существенные изменения.

Например, экспорт мяса может увеличиться с 600 тысяч тонн до 1,5 млн тонн, молочной продукции — с 200 тысяч тонн до 300 тысяч, кондитерской продукции — с 800 тысяч тонн до 900 тысяч тонн.

Многие эксперты считают, что такое смещение акцентов пошло бы на пользу аграриям, поскольку молоко и мясо являются намного более маржинальными товарами, чем зерно.

Что же касается поставок за рубеж продукции перерабатывающей промышленности, то это еще более важно, потому что позволяет российской продукции попадать непосредственно «на полки» зарубежных магазинов, а не поставляться на иностранные заводы в качестве сырья.

В частности, есть планы нарастить экспорт муки к 2030 году до 1,7 млн тонн.

Правда, сегодняшний рост поставок муки в основном вызван высокой экспортной пошлиной на зерно, отмечают специалисты. И когда ее отменят, практически неизбежно существенное снижение объемов.

При этом теоретически возможность нарастить объемы производства агропродукции у российских компаний, конечно, есть. Но многое будет тут зависеть от внешней и внутренней конъюнктуры.

Что касается внешней конъюнктуры, то многие российские агропредприятия уже давно имеют преимущественно экспортную направленность, поставка продукции за рубеж для многих из них не побочный, а основной канал сбыта.

По этой причине им очень важно, чтобы на мировом рынке была благоприятная ценовая конъюнктура, здоровый баланс спроса и предложения, а также чтобы санкционные и другие ограничения не мешали проводить логистику и расчеты за поставленные товары.

Если к 2030 году существующие в этой области проблемы будут решены, а новые не появятся, то это значительно поможет российским аграриям в достижении цели, поставленной президентом.

Что же до внутренней конъюнктуры, то это в первую очередь господдержка, считают аналитики.

Речь и про прямое субсидирование, и про предоставление льготных кредитов, которые сегодня особенно актуальны, ведь ключевая ставка ЦБ сейчас на максимальных уровнях, что очень затрудняет получение финансирования для компаний.

В итоге действия государства по поддержке аграриев во многом и определят то, удастся ли в итоге к 2030 году достичь заявленных целей по экспорту.