Сложившаяся ситуация заставляет Россию и Китай искать вынужденные решения, одним из таких решений может оказаться бартерная торговля.
Торговый оборот между РФ и КНР в настоящее время активно растет, однако имеются и проблемы.
В частности, китайские банки опасаются вторичных санкций США за сотрудничество с Россией, поэтому нередко отказываются принимать платежи. Причем речь идет даже о таких платежах, которые проводятся в рублях и юанях.
При этом такая проблема существует в торговле не только России и Китая, но и множества других стран под санкциями, поэтому опыт обхода санкций с помощью бартера вполне может быть масштабирован, считают эксперты.
В настоящее время идет проработка нюансов, касающихся проведения бартерных сделок.
Рассчитывается, что все будет согласовано уже в ближайшее время, так что первые сделки по поставкам сельхозпродукции могут пройти уже этой осенью, отмечают эксперты.
Какие сельхозтовары могут поставляться по бартеру?
Список таких товаров может быть достаточно обширен.
Например, Россия традиционно поставляет в Китай рыбу, растительные масла, соевые бобы и горох. Не исключено, что эти товары будут поставляться именно по бартеру.
В свою очередь, Китай поставляет в Россию соки и чеснок. Вполне возможно, что такая продукция будет тоже идти по бартерной схеме.
При этом совсем не обязательно, что одни виды агропродукции будут обмениваться на другие, считают специалисты.
Например, возможна схема, когда китайский импорт будет обмениваться на российские энергоносители, либо российские бобы обменяют на электронику из КНР.
Некоторые аналитики на этом фоне беспокоятся, чтобы аграрное сырье из России, например, рыба, не обменивалось на изделия из этого сырья – к примеру, рыбное филе.
Это будет означать, что Россия снижает собственную переработку на своей территории, что нельзя считать позитивом для ее экономической и продовольственной безопасности.
В целом же торговлю по бартеру в основном считают вынужденной и временной мерой, она выглядит как шаг назад на фоне всех тех инструментов, которые использовались в двусторонней торговле ранее.
«В условиях усиленного давления на финансовую систему России такой подход позволяет минимизировать валютные риски, а также избежать задержек и ограничений, связанных с традиционными банковскими операциями.
Перспективы бартерной торговли, особенно в условиях сложившейся геополитической обстановки, выглядят достаточно реальными, хотя и требуют тщательной координации между сторонами», – отмечает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.