В настоящее время цены на зерно на мировом рынке находятся на минимумах с 2020 года. Это является негативным трендом для производителей и экспортеров.
По последним данным, на прошлой неделе мировые цены на пшеницу еще упали.
Например, биржевая стоимость российской пшеницы с протеином составила около 218-224 доллара за тонну, отмечает аналитический центр СовЭкон.
При этом нельзя сказать, чтобы дешевела только российская пшеница, это общий тренд, отмечают эксперты.
Например, Директор аналитического департамента Российского зернового союза Елена Тюрина подчеркивает, что за год российская пшеница подешевела на 25%, французская на 32%, американская на 24%.
В итоге российское зерно сейчас торгуется на мировом рынке практически без дисконта и полностью конкурентоспособно по цене.
При этом, несмотря на падение цен, объем заключенных контрактов тем временем растет.
Например, на 19 февраля этот объем составил 2,8 млн тонн, в то время как месяц назад он составлял 1,9 млн тонн.
Специалисты считают, однако, что текущая ценовая конъюнктура, не говоря уже про дальнейшее падение цен, может привести к тому, что заключение новых контрактов практически полностью остановится. Такого мнения придерживается, в частности, гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Тем не менее, экспортный спрос сейчас постепенно восстанавливается. Например, активируются покупатели из Египта, Индонезии и ряда других стран.
Будет ли восстановление цен на зерно в ближайшее время, вопрос сложный. Независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут, например, не видит для этого никаких причин в обозримом будущем.
Все это может привести к таким последствиям, как укрепление внутренних цен на зерно на фоне ослабления мировых, подчеркивают аналитики.
Другими словами, зерно начнет дорожать на российском рынке, что может привести к подорожанию и конечной продукции.
В настоящее время нет оснований думать, что проблема быстро решится.
«Эта проблема будет негативно сказываться на темпах экспорта. Внутренние цены имеют тенденцию к снижению, но не такими темпами, как на мировом рынке.
Значит, перед экспортерами будет стоять сложная задача по закупке зерна для исполнения своих контрактов.
Еще надо иметь ввиду, что у них на начало февраля были большие запасы относительно дорогого (по сравнению с мировой ценой) зерна.
В этом нет ничего хорошего, и у них тоже начнутся серьезные проблемы», – считает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.