Маркировку растительных масел могут полноценно запустить в этом году

В настоящее время в России проходит эксперимент по маркировке растительных масел и кормов для животных, но уже в этом году инициатива может быть запущена в полном объеме.

Отмечается, что эксперимент идёт с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года.

И уже с 1 октября маркировка растительных масел в России может стать обязательной.

Соответственно, сентябрь отводится на то, чтобы все компании, которых касается это нововведение, могли присоединиться к системе.

Речь как о производителях растительных масел (подсолнечного, соевого, рапсового, оливкового, арахисового и других), так и об импортерах и ритейлерах.

С инициативой запустить маркировку уже в этом году выступил Минпромторг. С октября она станет обязательной для масла в стеклянной и пластиковой упаковке, а с февраля следующего года – во всех остальных типах упаковки.

Аналогично планируется поступить и с кормами для животных.

С октября станет обязательной маркировка сухих кормов и лакомств, со следующего февраля – всех остальных.

Зачем нужно это нововведение?

 

Идея в том, чтобы сделать российский рынок этих товаров максимально «белым» и эффективно собирать налоги.

Однако, как отмечает аналитик OleoScope Кирилл Лозовой, в этом нет особой нужды, потому что обеление рынка растительных масел произошло уже давно. Он полностью представлен отечественными производителями, причем всего 12 компаний занимают 75% рынка.

Что касается контроля, то и здесь уже есть работающие системы.

Например, система контроля за возмещением НДС работает с 2013 года, также есть ФГИС «Зерно».

Обе они выполняют функции, во многом пересекающиеся с теми, которыми будет обладать новая система.

В итоге возникает вопрос о целесообразности ее внедрения. Тем более что затраты обещают быть очень заметными.

По словам Лозового, только на запуск потребуется порядка 1,8 млрд рублей, а затем по 1 млрд в год – на поддержание работы. Все эти затраты придётся взять на себя производителям и ритейлерам, что практически неизбежно выльется в повышение розничных цен для конечных потребителей.

Что же касается рынка кормов для животных, здесь ситуация иная, говорят специалисты.

«Обеление» действительно требуется. Это поможет не только собирать больше налогов, но и избежать попадания в продажу сомнительной некачественной продукции.

Однако у системы маркировки масел есть и плюс: когда она заработает, уже не получится пробить на кассе товар, у которого истёк срок годности, что сделает приобретаемую продукцию более безопасной.