Индия открывает возможность для поставок гороха внутрь страны с 8 декабря 2023 года по 31 марта 2024 года.
Такое снятие ограничений привлекло самое пристальное внимание многих стран-экспортеров, в том числе России и Канады.
Когда-то Индия была одним из самых крупных рынков сбыта для той же Канады. Например, в 2011 году она поставила туда почти 1,6 млн тонн.
Однако с 2017 года Индия начала мощно ограничивать поставки гороха.
Сначала появилась пошлина на импорт в размере 50%, а затем в 2018 году была введена квота на поставки: не более 150 тысяч тонн в год.
Мало того, также была установлена минимальная цена продаж: около 2400 долларов за тонну.
Наконец, импорт был ограничен исключительно портом Калькутты.
Многие экспортёры описывают эти события как «катастрофу», поскольку всё это произошло довольно неожиданно и почти полностью заблокировало возможности для поставок гороха в эту страну.
При этом Канада была более-менее готова и заранее диверсифицировала поставки на Китай, а вот для российских производителей эти события стали шоком.
В настоящее время Индия так же неожиданно отменила ограничения на импорт гороха, причём сразу все.
Это открывает широкие возможности для экспортёров, в том числе российских.
Однако беспокойство вызывает узкое «окно возможностей» всего в 4 месяца: не факт, что потом разрешение на поставки продлят, а если нет, то попытки войти на этот рынок связаны с определённым риском.
Какие перспективы у российских производителей?
С одной стороны, они очень неплохие.
«Сейчас России есть что предложить рынку.
На данный момент страна экспортировала порядка 1,5 млн тонн гороха, внутреннее потребление, по разным оценкам, составляет от 1,7-2 млн тонн, около 1 млн тонн остается, и этот объем можно отдать рынку», — отметил руководитель Russian Pulses Analytics Сергей Плужников.
С другой стороны, есть проблемы.
Во-первых, поставки любых товаров в Индию для России сегодня обычно означают, что оплата будет в рупиях.
Это создаёт сложности, поскольку дальнейшее использование этих рупий вызывает вопросы.
Во-вторых, существуют проблемы с логистикой.
Канада, например, при морской транспортировке грузов в Индию способна предложить фрахт по втрое более низким ставкам, чем Россия.
Однако планируется, что со временем проблему помогут решить поставки из портов Новороссийск и «Кавказ».
Ещё одна заметная проблема – низкое качество российской продукции.
В настоящее время РФ сама покупает крупноплодный нут из Турции по 150 тысяч рублей за тонну, а продать свой собственный нут (мелкий) она способна не дороже 50 тысяч рублей за тонну. Предстоит большая работа в области селекции, чтобы вывести те сорта, которые помогут преодолеть этот разрыв.