Китай наращивает контейнерный экспорт в Россию

По данным РЖД, за первые 8 месяцев текущего года более 80% всего китайского импорта было доставлено на территорию РФ в контейнерах. И это создаёт проблемы.

Главная проблема в том, что в России скапливается все больше таких контейнеров. По подсчетам Bloomberg, их уже примерно 150 тысяч.

При этом нельзя сказать, что Россия ничего не поставляет в Китай, общие объемы примерно одинаковы.

Однако номенклатура совершенно разная. РФ поставляет в КНР в основном энергоносители (нефть, уголь, газ), а также зерно. Но ничего из этого не перевозится в контейнерах.

Китай при этом исторически поставлял в Россию товары народного потребления, а также электронику, косметическую продукцию.

В последнее время также добавились автозапчасти, бытовая техника и промышленное оборудование. Все эти грузы требуют именно контейнеров.

Каков баланс экспорта и импорта двух стран?

 

В целом баланс держится.

Россия за первые 7 месяцев этого года продала в КНР товаров на 71 млрд долларов, а закупила на 62 млрд. То есть, на данный момент баланс даже смещен в сторону России.

Однако ситуация скоро может измениться. За те же самые 7 месяцев Китай нарастил поставки в РФ на 73%, а обратный поток увеличился только на 15%.

Это связано с тем, что по причине санкций Китай все больше берет на себя роль главного, а то и единственного поставщика в Россию широкой линейки различных товаров.

В целом товарооборот за истекшие 7 месяцев вырос примерно на 40%, что является значительной величиной, учитывая имеющиеся объёмы.

Какое решение проблемы с контейнерами?

 

На данный момент оно отсутствует. Фактически тут только 2 пути:

— Отправлять обратно в Китай грузы, которым требуются контейнеры.

Такие отправки, конечно, идут, однако объемы пока несопоставимые. Если они и будут нарастать, то недостаточно быстро.

— Отправлять обратно пустые контейнеры.

Казалось бы, это самый очевидный вариант, однако подобная идея совершенно нерентабельна.

Перевозчик (та же РЖД) берет плату за объем, занимаемый контейнерами, и нет никакой разницы, есть ли что-то внутри.

Кроме того, непонятно, кто именно должен оплачивать такие рейсы.

Например, российский предприниматель, который заказывает технику из Китая, оплачивает рейс в сторону РФ, после чего он уже не отвечает за дальнейшую судьбу контейнеров.

В целом, пока у Китая достаточно контейнеров, проблемы как таковой нет, импорт будет продолжаться.

Однако уже сейчас полезно начать думать, как выйти из сложившейся ситуации с избытком контейнеров в России.