По данным РЖД, за первые 8 месяцев текущего года более 80% всего китайского импорта было доставлено на территорию РФ в контейнерах. И это создаёт проблемы.
Главная проблема в том, что в России скапливается все больше таких контейнеров. По подсчетам Bloomberg, их уже примерно 150 тысяч.
При этом нельзя сказать, что Россия ничего не поставляет в Китай, общие объемы примерно одинаковы.
Однако номенклатура совершенно разная. РФ поставляет в КНР в основном энергоносители (нефть, уголь, газ), а также зерно. Но ничего из этого не перевозится в контейнерах.
Китай при этом исторически поставлял в Россию товары народного потребления, а также электронику, косметическую продукцию.
В последнее время также добавились автозапчасти, бытовая техника и промышленное оборудование. Все эти грузы требуют именно контейнеров.
Каков баланс экспорта и импорта двух стран?
В целом баланс держится.
Россия за первые 7 месяцев этого года продала в КНР товаров на 71 млрд долларов, а закупила на 62 млрд. То есть, на данный момент баланс даже смещен в сторону России.
Однако ситуация скоро может измениться. За те же самые 7 месяцев Китай нарастил поставки в РФ на 73%, а обратный поток увеличился только на 15%.
Это связано с тем, что по причине санкций Китай все больше берет на себя роль главного, а то и единственного поставщика в Россию широкой линейки различных товаров.
В целом товарооборот за истекшие 7 месяцев вырос примерно на 40%, что является значительной величиной, учитывая имеющиеся объёмы.
Какое решение проблемы с контейнерами?
На данный момент оно отсутствует. Фактически тут только 2 пути:
— Отправлять обратно в Китай грузы, которым требуются контейнеры.
Такие отправки, конечно, идут, однако объемы пока несопоставимые. Если они и будут нарастать, то недостаточно быстро.
— Отправлять обратно пустые контейнеры.
Казалось бы, это самый очевидный вариант, однако подобная идея совершенно нерентабельна.
Перевозчик (та же РЖД) берет плату за объем, занимаемый контейнерами, и нет никакой разницы, есть ли что-то внутри.
Кроме того, непонятно, кто именно должен оплачивать такие рейсы.
Например, российский предприниматель, который заказывает технику из Китая, оплачивает рейс в сторону РФ, после чего он уже не отвечает за дальнейшую судьбу контейнеров.
В целом, пока у Китая достаточно контейнеров, проблемы как таковой нет, импорт будет продолжаться.
Однако уже сейчас полезно начать думать, как выйти из сложившейся ситуации с избытком контейнеров в России.