Доступность семян для российских аграриев может снизиться

Российская Syngenta, «дочка» одноименной иностранной компании, планирует очень сильно повысить цены в ближайшие полгода.

Уже с 1 сентября планируется повышение на 12%, а с 1 января 2024 года – еще на 10%.

Двухэтапное повышение, по словам компании, сделано «для комфорта покупателей».

Однако это может стать серьезным вызовом для российских аграриев. Подорожают не только семена, но и средства защиты растений.

С чем связано повышение цен?

 

Сама Syngenta объясняет его очень просто: в последние месяцы наблюдается мощная девальвация рубля, его стоимость к доллару очень сильно снижается, поэтому иностранная материнская компания в итоге получает все меньше долларов от деятельности российского подразделения, так что даже встаёт вопрос о его рентабельности.

Повышение цен должно помочь компенсировать (и то лишь частично) тот ущерб, который был нанесен компании снижением курса рубля.

Могут ли быть другие объяснения?

 

По словам многих экспертов, объяснения компании насчет курса доллара во многом надуманные: себестоимость производства не выросла из-за девальвации рубля, поскольку производство осуществляется в России, из российского сырья.

Больше похоже на то, что Syngenta устроила очередной «демарш». Первый был в феврале, когда она разослала своим клиентам письма о том, что планирует уходить с российского рынка, однако впоследствии «передумала».

На этот раз, возможно, все дело в том, что в России вступает в силу новое постановление правительства, которое сильно ужесточает требования для иностранных производителей семян по локализации на территории РФ.

По сути, речь идет об обязательной передаче технологий, и иностранным компаниям это сильно не нравится.

Постановление вступает в силу 1 сентября, так же как и решение Syngenta о повышении цен – вряд ли это совпадение.

Как можно решить проблему?

 

Наиболее очевидный и практически единственный выход – развивать импортозамещение, снижая тем самым зависимость от иностранных компаний, многие из которых, к тому же, занимают практически монопольное положение на российском рынке.

«Текущее монопольное положение иностранных компаний на рынке семян вынуждает аграриев принимать невыгодные условия в ущерб собственной доходности», – считает управляющий партнер российской селекционно-семеноводческой компании Ruseed Марк Гехт.

Пока что правительство планирует сделать упор на сотрудничество с теми компаниями, которые будут работать по новым правилам и чье поведение будет более предсказуемо. Окажется ли в их числе Syngenta, узнаем в ближайшее время.