С 1 июля Министерство транспорта Турции решило повысить плату за проход через Босфор и Дарданеллы на 8%.
Отмечается, что теперь проход будет стоит примерно 4,42 доллара за тонну, в то время как сейчас он стоит 4,08 долларов.
Важно, что новое повышение, хотя и относительно небольшое, но уже не первое.
Осенью Турция уже повышала плату, причем очень резко: с 0,8 долларов до 4,8 долларов, то есть в 5 раз.
С учётом нового повышения можно будет сказать, что всего за год цена подросла в 5,5 раз.
При этом Турция не обещает, что это повышение последнее. Как отметили местные чиновники, теперь фиксированной ставки за проход через проливы, скорее всего, не будет, а вместо этого она будет «плавающей», что открывает широкие возможности для повышения.
Есть лишь надежда на то, что Турция планирует делать это «цивилизованно»: предполагается, что ставки будут меняться раз в год, в июне-июле.
Скорее всего, главная причина повышения платы за проход через проливы – это желание Турции увеличить поступления в бюджет.
После того, как тарифы были увеличены в 5,5 раз, можно рассчитывать, что и казна Турции в этом году пополнится на 900 млн долларов вместо 160-170 млн годом ранее.
Эти деньги, конечно же, не будут лишними: например, стране надо как-то восстанавливаться после масштабного землетрясения, да и ситуация в экономике сложная.
Российский экспорт пострадает от действий Турции?
Повышение ставок в 5,5 раз – это достаточно серьезно.
Например, теперь за проход среднего танкера через пролив придется заплатить сумму, которая равна 5-дневной стоимости его фрахта.
Такие изменения сильно бьют по карману экспортеров, а в конечном итоге – покупателей.
При этом Россия оказывается в числе тех стран, которым придется платить Турции особенно большие деньги.
Ведь после того, как западные страны наложили санкции, значительная часть экспорта сместилась в сторону южных портов.
Например, за год в 2,2 раза выросли объемы экспорта зерна через порты Азовско-Черноморского бассейна, в 2,4 раза – удобрений, на 12% – нефти.
При этом Россия сейчас вряд ли имеет альтернативы для того, чтобы платить Турции большие взносы за проход через проливы, ведь еще раз моментально перестроить структуру экспорта будет вряд ли возможно: значительная часть российских танкеров сейчас идет именно через турецкие порты.
В то же время, в долгосрочной перспективе России нужно будет диверсифицировать свою логистику: в первую очередь, делая упор на развитие дальневосточных портов и железнодорожной логистики в том направлении.