Казахстан может нарастить производство масличных

По мнению Минсельхоза США, у Казахстана большой потенциал, чтобы нарастить производство и экспорт масличных, однако на этом пути есть и преграды.

В американском ведомстве отметили, что в последние годы Казахстан наращивает производство масличных на своей территории.

В частности, в 2020 году в Казахстане была засеяна масличными площадь около 2,5 млн га, однако в 2022 году было получено более высокое значение: 3,4 млн га.

Есть вероятность, что к 2025 году это значение достигнет 5 млн га, считают в Минсельхозе США. При этом урожай тоже значительно увеличится.

Благодаря чему возможен такой рост?

 

Большим преимуществом Казахстана является наличие у него современных технологий, которые позволяют получать больше продукции с одного гектара, а также уменьшают затраты ресурсов на его обработку.

Кроме того, в Казахстане благоприятные внутренние цены и высокий спрос на масличные за рубежом.

Какие существуют проблемы?

 

Во-первых, сложность может представлять отсутствие точной статистики, которое способно помешать правительству Казахстана чётко и точно ставить задачи и анализировать затруднения, которые могут испытывать аграрии.

Во-вторых, МСХ США беспокоится по поводу непредсказуемых решений казахстанский властей.

Например, правительство оказывает поддержку компаниям, но правила каждый год меняются, поэтому каждое отдельное предприятие не знает, на что и когда оно сможет рассчитывать.

Также в прошлом году был введен запрет на экспорт отдельных продуктов из Казахстана. Особенно примечательно, что этот запрет фактически был обойден: поскольку он касался продуктов под определенным кодом, то компании выставляли своим товарам другой код.

Наконец, большую сложность может представлять и логистика.

В частности, Казахстан не имеет выхода к морю, что сильно ограничивает экспорт продукции, в том числе и сельскохозяйственной.

С экспортом по железной дороге тоже не все гладко. Например, отправка товаров в Китай затруднена тем, что из-за разницы в ширине колеи приходится перегружать продукцию в другие вагоны, а это тормозит процесс.

Возможным решением могло бы стать строительство еще одного терминала на пограничном переходе Бахыт-Таченг, которое планируется начать в ближайшее время.

Наконец, казахстанские грузы часто подвергаются тщательному фитосанитарному контролю на въезде в Китай, и часть товаров после этого разворачивают обратно. То есть, работать нужно и над качеством продукции.

Однако если все эти проблемы удастся решить, то Казахстан может занять достойное место на мировом рынке экспортеров масличных.