Случилось то, чего так долго ждали аграрии: в Минсельхозе существенно снижают экспортную пошлину на пшеницу через изменение формулы ее расчета.
Речь идет о том, чтобы повысить базовую цену при расчете экспортной пошлины, при этом размер самой пошлины должен снизиться.
Об этом заявил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. Предполагается, что базовая цена будет повышена с 15 тысяч рублей до 17 тысяч.
Пересмотр базовой цены обычно происходит раз в год, вот почему для агропроизводителей это важное событие.
Как отметила замминистра Оксана Лут, чтобы рассчитать это параметр, ведомство учитывает затраты на посевную, урожай прошлого года, а также мировые цены и курс рубля.
С учётом новой формулы расчета, пошлина может снизиться с 1 июня примерно на 1400 рублей за тонну.
Это немало: сейчас она составляет 4727 рубля за тонну, а с 24 мая будет 4644 рубля.
Пошлина снижается уже седьмую неделю даже без пересмотра формулы ее расчета, потому что сильно падают мировые цены.
При этом Патрушев отметил, что речь идет о пересмотре только формулы расчета экспортной пошлины на пшеницу, другие зерновые это не затронет.
Как реагируют аграрии?
С одной стороны, это для них очень позитивное событие, ведь пошлина – именно то, что мешает им зарабатывать.
С другой, как отметил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Патрушев, такого снижения все равно недостаточно, хотя это «шаг в нужном направлении».
Он добавил, что поскольку на мировом рынке сильно упали цены на зерно, то аграрии не увидят существенного снижения размера пошлины по сравнению с тем, что было год назад, когда цены были выше, а пошлина рассчитывалась по прежней формуле.
Другие эксперты указывают на то, что сам механизм контроля внутренних цен за счет установки пошлин и квот – не рыночный, а потому может нанести большой урон экономике.
Например, представитель группы «Деловой Профиль» Олег Пахомов считает, что правительство «увлеклось»: оно настолько активно ограничивает рост цен, что уже допустило их серьезное падение.
А это имеет самые негативные последствия, поскольку рентабельность агробизнеса стала практически нулевой, и у производителей пропадает стимул заниматься производством.
«Хотелось бы надеяться, что происходящая коррекция мировых цен на зерно позволит правительству не просто повышать индикативную цену, а вовсе отказаться от введенных таможенных пошлин и экспортных квот», — отметил он.