В России недостаточное количество мощностей для обеспечения вывоза зерна. Это касается как водного, так и наземного транспорта.
В прошлом году Россия собрала рекордный урожай зерна, однако с его вывозом за рубеж возникли большие проблемы.
Это связано, в том числе, с недостаточным количеством зерновозов. Многие иностранные компании из-за санкций внезапно отказались сотрудничать с российскими экспортерами.
В этот момент и стало понятно, что собственных мощностей у РФ значительный дефицит.
Что с водным транспортом?
Как отметил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, очень важная проблема, которую России надо срочно решать – это нехватка судов для транспортировки зерна.
Правда, здесь может потребоваться много времени.
В настоящее время проектируется первый отечественный балкер, но его спуск на воду может произойти не ранее 2025 года, и то в том случае, если не будет задержек.
При этом, как отметил Патрушев, портовая инфраструктура у России в целом имеется.
Например, ее мощностей должно полностью хватить в Черноморском регионе, через который, кстати, идет на экспорт до 90% российского зерна.
В других регионах все менее благополучно.
Учитывая стратегический разворот России на Восток, нужно озаботиться увеличением портовых мощностей на Дальнем Востоке.
А также и на Каспийском море, в перспективе это поможет нарастить экспорт на Ближний Восток и Среднюю Азию.
Вообще же чем больше направлений будут обеспечены портами и транспортом, тем больше будет диверсификация экспорта.
Не помешает развить и речное судоходство, например, для вывоза зерна с Поволжья. В настоящее время Минтранс с этой целью проводит работы по увеличению проходимости рек.
Какая ситуация с ж/д транспортом?
Здесь тоже имеется дефицит, в частности, не хватает вагонов-зерновозов.
Но есть и более серьезная проблема: высокая монополизация рынка.
Тарифы РЖД на перевозку зерна с прошлого года выросли в 1,5-2 раза из-за высокой загрузки инфраструктуры, причина – всё тот же рекордный урожай.
Проблему планируется решать и с помощью ФАС, и путем предоставления льготных кредитов и лизинга вагонов-зерновозов, чтобы их могли приобретать и другие игроки рынка.
РЖД тоже планируют работать над повышением пропускной способности. Планируется, что на дальневосточном направлении ее повысят до 22 млн тонн зерна в год, на азовском и черноморском – до 6 млн тонн.
Все эти меры в сумме должны обеспечить возможности для вывоза российского зерна в достаточном количестве, считают в Минсельхозе.