В прошлом году России пришлось столкнуться с вызовами, которые полностью изменили привычные логистические схемы. Сейчас нужно решить, как исправлять ситуацию.
Резкая переориентация российского экспорта с Запада на Восток сильно сказалась на работе морских портов, в том числе контейнерных.
Например, порты Северо-Запада в целом рассчитаны на отправку до 5 млн TEU в год, однако сейчас они работают в условиях огромного профицита мощностей: речь идет о поставке не более 1 млн TEU в год, так что оставшийся потенциал портов остается не востребованным.
Причем нет никаких признаков, что в ближайшие годы ситуация может нормализоваться.
В то же время, произошло значительное увеличение экспорта через восточные порты.
Например, согласно данным Восточной стивидорной компании, в первом квартале текущего года было перевезено на 17% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако это рост не в разы – в отличие от сокращения темпов экспорта через западные порты.
Проблема в том, что инфраструктура Востока просто-напросто не готова к кратному росту. На это требуются гигантские инвестиции и время.
Как российские компании решают проблему?
С одной стороны, западные порты проводят диверсификацию.
Например, те из них, которые ранее работали с контейнерами, пробуют заниматься перевалкой минеральных удобрений. Это нетипичный для них груз, однако позволяет реализовать часть мощностей.
С другой стороны, восточные компании усовершенствуют инфраструктуру.
И речь идет не столько об укрупнении портов, строительстве дополнительных причалов, сколько об оптимизации работы.
Например, идет плотное взаимодействие с РЖД, чтобы ускорить процесс транспортировки контейнеров, поступающих в порт и отправляющихся из него.
Для этого, в частности, РЖД осваивает технологию транспортировки контейнеров в полувагонах, причем в 2023 году планируется двукратный рост объемов, а доля контейнеров, перевозимых именно в полувагонах, составит не менее 90%.
Что препятствует модернизации портов?
Главная сложность – высокие риски для инвестора.
Ведь ему нужно вложить гигантские деньги, при этом всегда возможна такая ситуация, что портовая инфраструктура по тем или иным причинам (в том числе, геополитическим) не будет использоваться.
А ведь Росморпорт возвращает инвестору его вложения только в том случае, если новый объект показывает определенный грузооборот.
Однако такая схема работает уже давно и в целом хорошо себя зарекомендовала, поэтому можно надеяться, что оптимизация работы портов будет проведена в обозримом будущем.