Создание собственного экспортного флота должно начаться уже в ближайшее время, это ответ России на санкционные ограничения, которые не дают полноценно фрахтовать суда других стран.
Недавно стало известно, что Росагролизинг заказал проекты судов для экспорта зерна.
Первые корабли должны будут спустить на воду уже в течение 2-3 лет. Об этом рассказал гендиректор компании Павел Косов на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.
При этом речь идет не о нескольких кораблях, в перспективе планируется целая серия. В нее будут входить суда водоизмещением в 40 тысяч тонн и 60 тысяч.
Планы у Росагролизинга обширные, совместно с Минсельхозом были собраны заявки на 61 судно.
Все это, скорее всего, действительно будет построено, но только вряд ли в ближайшие годы. Тем не менее, в планах правительства такая стратегия есть.
Как напомнил Мишустин, президент РФ уже поставил задачу нарастить производство не только сельхозтехники или оборудования для пищевой промышленности, но и судов.
Это тем более актуально для аграриев, что значительная часть российского зерна транспортируется на экспорт именно по морю.
Объединенная зерновая компания (ОЗК) также отметила, что планирует присоединиться к этому тренду.
В частности, она собирается заказать целых 19 морских сухогрузов, которые могли бы доставлять российское зерно в дружественные страны.
Правда, здесь тоже встает вопрос сроков: скорее всего, столь масштабный проект будет реализован не ранее 2026 года. Кроме того, для этого потребуются и значительные инвестиции в размере не менее 38 млрд рублей.
На данный момент у ОЗК пока нет собственных балкеров-зерновозов, в связи с чем их приходится фрахтовать.
Но здесь возникают сложности, связанные с санкциями.
«В условиях сложившейся внешнеполитической обстановки ряд международных компаний отказываются фрахтовать наши грузы и заходить в российские порты, чтобы не попасть под вторичные санкции.
А если и соглашаются, то это значительно поднимает стоимость отправки зерна. В связи с этим вопрос создания экспортного флота — один из ключевых векторов развития российской товаропроводящей экспортной инфраструктуры», – отмечают в ОЗК.
Импортозамещение пройдет успешно?
Сейчас РФ все еще сильно зависит от иностранных экспортеров, которые предоставляют суда для вывоза из страны зерна.
Однако последние события привели к тому, что Россия осознала необходимость создать практически с нуля собственный флот для перевозки насыпных грузов, который мог бы, в том числе, и повысить экономический суверенитет страны.