Сложная геополитическая обстановка и западные санкции могут разблокировать строительство крупного терминала по перевалке аммиака в Краснодарском крае.
Мировой рынок аммиака активно растет.
В 2022 году его объем составляет около 70 млрд долларов, к 2027 году ожидается рост до 90 млрд.
При этом Россия – крупнейший в мире производитель удобрений, но тут есть проблемы. В частности, в стране отсутствуют собственные порты по перевалке аммиака.
В итоге приходится полагаться на аналогичные объекты в других странах, в том числе Латвия, Эстония, Украина.
Что касается последней, то аммиакопровод Тольятти – Одесса успешно эксплуатировался последние 40 лет, и по нему шла значительная доля продукции российских предприятий, которая затем грузилась на суда через одесский порт.
Однако с февраля этого года данная схема стала недоступна.
Это вызвало огромные проблемы у российских производителей, например у Уралхима. У него в европейских портах «застряло» около 260 тысяч тонн продукции.
У других компаний те же проблемы: у Акрона «заморожены» 50 тысяч тонн, у Еврохима – 100.
Строительство порта в Тамани возобновят
Вообще этот порт начали строить еще в 2003 году, но судьба у него сложная: строительство уже несколько раз замораживали, затем оно прерывалось, пока шли суды за право собственности на землю.
Теперь есть шанс, что объект всё-таки будет достроен.
Инвестиции нужны немалые: около 50 млрд рублей. Но «вдохновляет» тот факт, что другого пути, кроме достройки этого порта, у российских производителей удобрений сегодня просто нет.
Например, нельзя быть уверенным, что трубопровод из Тольятти в Одессу вновь заработает в ближайшие несколько лет.
Поэтому Уралхим всерьез планирует завершить строительство уже в течение 2023 года.
Это не так просто: многие вопросы по поводу собственности на землю до сих пор не решены, плюс нужно где-то взять импортное оборудование, которое необходимо для полноценной работы порта.
А это тоже может стать проблемой с учётом санкций, которые напрямую касаются поставок высокотехнологичных товаров в Россию.
Однако есть надежда, что государство сделает всё возможное, чтобы помочь решить этот вопрос.
Кстати, Уралхим также просит президента РФ временно возобновить транспортировку аммиака через Одессу в рамках зерновой сделки с Украиной, но получится ли это – пока неизвестно.
Какие перспективы?
Если российский порт в Тамани заработает, это даст независимость российским производителям удобрений, которые получат возможность беспрепятственно поставлять свою продукцию, открыть новые рынки для экспорта – в том числе, и в «дружественные» страны, например, в Китай и Юго-Восточную Азию.
С учетом всего этого, шанс того, что трубопровод удастся оперативно достроить, несмотря на все проблемы, становится достаточно большим.