Но Поднебесной надо диверсифицировать импорт и снять зависимость от австралийских поставок.
Импорт ячменя в КНР начался в 1960-х гг., к 2020-му это был крупнейший покупатель ячменя в мире – а главным поставщиком стала Австралия. Но в мае 2020 года Китай ввел пошлины на ввоз австралийского ячменя, действовавшие до 5 августа с.г.
Теперь же австралийцы с большим оптимизмом смотрят на возобновление поставок, хотя ситуация с обеспечением китайских потребностей в этом зерне так и осталась сложной.
Производство ячменя в КНР не покрывало нужд страны десятки лет. Мало-помалу импорт рос и к 2020-му году достиг 90% от потребностей.
А львиную долю китайского рынка заняла Австралия. Этому сильно способствовало целевое обнуление пошлин в 2015 году. Так, уже к 2017-му более 73% импортного ячменя в КНР было именно оттуда.
И все бы продолжалось дальше, но австралийцы принялись активно демпинговать – цена импорта оказалась заметно ниже, чем на внутреннем рынке.
Китайцы спохватились, не желая лишиться собственных производителей окончательно.
С 2018-го главный поставщик ячменя в КНР официально стал подозреваемым в демпинге и причинении ущерба китайским производителям.
По итогам расследования выяснилось, что ущерб действительно был нанесен и Минторг КНР ввел на 5 лет сразу две пошлины специально для австралийских компаний: против демпинга на 73,6% и для компенсации ущерба на 6,9%.
Итого получилось 80,5% — начали взимать с 05.05.2020 г.
К чему привела принудительная диверсификация импорта
Под предлогом продовольственной безопасности китайцы ввели пошлины, но потом случилась политическая оттепель – и пошлины недавно отменили, задолго до окончания объявленного срока в 5 лет.
По факту, импорт из Австралии был остановлен с мая 2020-го по август 2023-го. Потери импортеров оцениваются в 916 млн $.
Кстати, всего австралийцы вывозят за рубеж примерно 70% ячменя.
С другой стороны, не утратили актуальности диверсификация импорта и снижение импортозависимости в принципе.
Нельзя исключать, что Китай в будущем возьмется расширять производство ячменя у себя.
Повышать урожайность китайцы уже активно принялись. Речь идет о выработке стратегии диверсификации с наращиванием собственных возможностей, комплексно.
Для справки:
В 1961 году Китай уже был одним из крупнейших производителей ячменя в мире, собирая меньше 4 млн. тонн.
Исторический рекорд держится с 1962 года – почти 6 млн. А в 2020 году китайцы собрали менее 1 млн.
Для сравнения: в том же 2020 году в РФ собран почти 21 млн, а в Германии, Австралии и Франции – по 10 млн.
Но сейчас КНР не может резко увеличить площади под ячмень, как в 1962-м, поскольку продовольственная безопасность ориентирована на рис и пшеницу.
На текущий момент потенциал роста импорта КНР связывает с поставками из РФ, Украины, Аргентины и Казахстана.
Похоже, что австралийцы рано обрадовались: по политическим причинам наиболее благоприятны перспективы роста поставок у Аргентины и РФ.
Китай уже который год активно диверсифицирует торговых партнеров, укрепляя связи со многими странами – особенно с участниками инициативы «Один пояс – один путь»