Сегодня много свидетельств того, что мировая экономика движется к рецессии. Падение объемов контейнерных грузоперевозок – одно из них.
Российский рынок контейнерных перевозок просел на 16%, если сравнивать октябрь 2022 года с предыдущим октябрем.
Итоговый объем перевозок составил 470 тысяч TEU.
Причины понятны – беспрецедентные западные санкции. Из-за них объем контейнерного импорта в РФ упал на 6%, а экспорта – на целых 30%.
Транзит контейнеров через территорию РФ тоже снизился на заметную величину: 30%.
Кроме того, из России ушли многие иностранные перевозчики, и замену многим из них пока не успели найти.
Однако это не касается портов Приморья: там, напротив, объемы перевозок выросли вдвое.
В целом в сфере контейнерных перевозок очень заметен тот самый «разворот на Восток»: объемы отгрузок в портах Балтийского моря сильно просели, в то время как на Дальнем Востоке они выросли.
Что касается замены перевозчиков, то в Приморье и с этим тоже благополучно справились.
С одной стороны, если сравнивать падение на 16% с показателями прошлых лет, когда имел место рост на 12% и более, то ситуация однозначно негативная.
С другой, общий объем контейнерных перевозок на российском рынке даже чуть подрос по сравнению с 2021 годом.
Другое дело, что сильно изменилась его структура: значительная доля пришлась на внутренние перевозки и импорт, а вот доли экспорта и транзита сильно просели.
Мировые ставки на фрахт падают
Это тоже один из признаков рецессии: снижаются цены на грузоперевозки. За последние 9 месяцев они стали меньше на 60-70%.
Правда, ряд аналитиков скептически относятся к тому, чтобы видеть в этом признаки рецессии. Ведь сравнивать результаты 2022 года приходится с 2021, а с ним всё не так просто: после пандемии мощно реализовался отложенный спрос почти по всем видам товаров и услуг, что резко взметнуло показатели.
Естественно, что 2022 год таких результатов уже не показал, но можно ли это считать падением?
Тем не менее, в американских портах в преддверии Рождества практически пустынно, нет никакого ажиотажа, который царил там год назад, когда даже были «пробки».
Это подтверждает, что у американцев сегодня нет лишних денег, либо они предпочитают тратить их не на подарки.
Что касается России, то из-за санкционных рисков суда, заходящие в РФ, платят двойную ставку фрахта.
Однако для россиян в этом есть и плюсы: многие компании, например, китайские, рады обслуживать нашу страну в первую очередь, поскольку это выгоднее, чем направлять то же самое судно в США.