В связи со сложившейся в мире ситуацией российским агротрейдерам становится все сложнее выходить на мировой рынок с зерном.
Одни сокращают объёмы, другие не способны обойти санкции и сворачивают свою деятельность, третьи – западные компании, которым приходится вообще уходить с российского рынка.
На этом фоне есть предпосылки для того, чтобы агропроизводители сами брали на себя функции трейдеров.
Сотрудничать непосредственно с производителем для иностранного покупателя очень интересно, поскольку он все про него знает (в отличие от трейдера), может быть намного больше уверен в качестве продукта, поскольку производитель уделяет большое внимание контролю на всех этапах.
Все это приводит к тому, что если недавно доля производителей составляла не более 10% в структуре экспорта, то сейчас эта доля начинает расти.
Предполагается, что в ближайшее время собственный агрорынок может появиться на юге России, например, в Краснодарском крае.
Почему юг – приоритетное направление?
Во-первых, именно там производится значительная часть агропродукции в России.
Кроме того, там имеется развитая логистическая инфраструктура. Это и элеваторы, и железные дороги, а также морские порты и терминалы.
Всё это позволяет оперативно отправлять зерно на экспорт.
Однако чего не хватает – так это собственного рынка.
Сегодня западные страны делают всё, чтобы затруднить продажи российского зерна: блокируются и счета, и денежные переводы.
Поэтому не исключено, что на юге РФ придется создать и рынок, где будут, к примеру, использоваться собственные клиринговые валюты для расчета.
При этом иностранные государства, запрещая российское зерно, сильно в нем нуждаются.
Как отметил глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев, именно Россия, собравшая в этом году рекордный урожай, могла бы уже до конца года поставить за рубеж те 30 млн тонн зерна, которые, по мнению ООН, смогла бы предотвратить дефицит продовольствия в мире.
Удастся ли продать урожай?
РФ в этом году собрала до 150 млн тонн зерна, из них нужно продать минимум 60 млн тонн.
При этом объемы экспорта сократились по причине всех перечисленных сложностей. Например, Новороссийский морской порт отгрузил за этот год втрое меньший объем, чем в прошлом году.
При этом продать урожай жизненно необходимо: аграриям нужны деньги, чтобы компенсировать сильно подорожавшие запчасти для техники, ГСМ и многое другое.
Однако, как считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, Россия, так или иначе, все равно продаст своё зерно, даже если для этого действительно придется создать свой рынок.
Уже сейчас выстраиваются новые цепочки поставок, находятся новые партнёры. В настоящее время экспорт зерна стал более гибким: к примеру, приходится учиться работать с меньшими партиями товаров.