В начале текущего года РЖД планировало к 2027 году нарастить объемы в 4 раза.
Как заявил зампредседателя РЖД Алексей Шило, объем транспортировки транзитных контейнеров через Россию в 2022 году может сократиться примерно на 25%.
Мало того, если брать период с января по сентябрь, то мы уже видим падение на 17,6%, и то, что оно увеличится ещё больше к концу года, весьма вероятно.
Если в 2021 году было перевезено через территорию России порядка 1,1 млн транзитных (TEU), то в текущем году нужно рассчитывать максимум на цифру 830 тысяч TEU, отмечают специалисты.
Все дело в геополитике: после начала событий на Украине значительно упал транзит из Китая в Европу и обратно.
Интересно, что еще в начале года РЖД заявляла о своих планах нарастить объем такого транзита до 2027 года в целых 4 раза.
Но теперь реализовать такие планы с большой вероятностью так и не удастся. Если брать конкретно направление Китай-Европа, то за прошедший отрезок 2022 года объем контейнерных перевозок сократился на 35%.
При этом, правда, 2021 год – это очень высокая база: отмечается, что он рекордный за всё время как советских, так и российских перевозок.
Мало того, в течение 2021 года мы видим рост объемов транзита контейнеров через Россию на значительную величину: сразу 43%.
Картина в целом более позитивная
Если же брать не только направление Китай-Европа, а учитывать сразу все, то падение объема перевозок тоже присутствует, но намного меньше: всего на 3%, по сравнению с прошлым годом.
Например, за январь-сентябрь 2022 года было перевезено 4,8 млн TEU, что даже больше на 0,5%, чем за аналогичный период прошлого года.
Всего же по итогам текущего года РЖД планирует достичь планки 6,3 млн TEU, а это не так уж мало по сравнению с 2021 годом (6,5 млн).
Специалисты отмечают, что в последние годы объем транзита контейнеров через Россию неуклонно рос.
К примеру, за последние 5 лет он удвоился. При этом и в финансовом выражении РЖД получала от него немало: до 2% всей выручки.
Китай ищет альтернативу
В сентябре в Самарканде состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества, где обсуждался, в том числе, вопрос создания ж/д между Китаем, Узбекистаном и Кыргызстаном.
Ранее о таком маршруте тоже вели разговоры, но активного его освоения не было, в том числе, чтобы не идти вразрез с экономическими интересами России.
Но в сложившейся ситуации можно ожидать более уверенных шагов в этом направлении.