К 2030 году он может вырасти от $140 млрд до более чем $200 млрд.
Рынок альтернативных продуктов (произведенных из растительных компонентов и имитирующих животные) активно развивается.
Согласно прогнозам, он может вырасти от $140 млрд до более чем $200 млрд уже к 2030 году. И у России есть неплохие шансы занять на этом рынке достойное место, речь может идти о 20%. В частности, так считает директор по стратегическому развитию компании «Эфко» Владислав Романцев.
Что мешает развитию этого рынка в РФ?
Есть сразу несколько факторов, которые сдерживают его развитие.
Отказ от искусственного насаждения
В отличие от многих других стран, Россия не хочет идти по пути насильственного насаждения «альтернативных продуктов» и вытеснения традиционных.
Основная задача Минсельхоза – обеспечить рынок привычными продуктами, подчеркнула замминистра Светлана Ходнева. Что же касается альтернативных, то их выбор должен быть добровольным.
В итоге все решает рынок, и чтобы альтернативная котлета победила традиционную, она должна быть вкуснее и дешевле.
Высокая себестоимость производства
На первый взгляд, соевая колбаса в любом случае должна быть дешевле свиной, но на практике всё иначе.
Еще несколько лет назад альтернативные продукты стоили дороже обыкновенных, причем существенно. Так что их в основном выбирали люди с неплохим доходом и твердыми веганскими убеждениями.
Чтобы продукт пошёл «в массы», ему совершенно необходимо снижение цены.
К настоящему времени ценовой паритет более-менее достигнут: сосиски и молоко из растительных и животных компонентов стоят примерно одинаково. Но ценового преимущества, тем более значительного, со стороны альтернативных продуктов мы до сих пор и близко не видим.
И на данный момент проблема не решается, скорее наоборот: производители заявляют о росте себестоимости из-за подорожания логистики, а также роста расценок у поставщиков.
Отсутствие господдержки
Производители альтернативных продуктов жалуются на то, что государство им практически не помогает.
Еще один фактор – отношение россиян к таким продуктам. Возможно, ситуация будет налаживаться, если изменится менталитет.
Тем не менее, несмотря на все эти сложности, развитие данного рынка в России все равно происходит.
Например, если в 2020 году было произведено 24 000 и 63 000 тонн растительного молока и мяса соответственно, то в 2021 году – уже 146 000 и 126 000.
Поэтому есть шансы, что производство будет постепенно расти – но то же самое с большой вероятностью относится и к ценам. Ведь те же самые затраты на логистику, по словам производителей, выросли за последний год на 10-100%.