В России развивается рынок растительного мяса

К 2030 году он может вырасти от $140 млрд до более чем $200 млрд.

Рынок альтернативных продуктов (произведенных из растительных компонентов и имитирующих животные) активно развивается.

Согласно прогнозам, он может вырасти от $140 млрд до более чем $200 млрд уже к 2030 году. И у России есть неплохие шансы занять на этом рынке достойное место, речь может идти о 20%. В частности, так считает директор по стратегическому развитию компании «Эфко» Владислав Романцев.

Что мешает развитию этого рынка в РФ?

 

Есть сразу несколько факторов, которые сдерживают его развитие.

Отказ от искусственного насаждения

 

В отличие от многих других стран, Россия не хочет идти по пути насильственного насаждения «альтернативных продуктов» и вытеснения традиционных.

Основная задача Минсельхоза – обеспечить рынок привычными продуктами, подчеркнула замминистра Светлана Ходнева. Что же касается альтернативных, то их выбор должен быть добровольным.

В итоге все решает рынок, и чтобы альтернативная котлета победила традиционную, она должна быть вкуснее и дешевле.

Высокая себестоимость производства

 

На первый взгляд, соевая колбаса в любом случае должна быть дешевле свиной, но на практике всё иначе.

Еще несколько лет назад альтернативные продукты стоили дороже обыкновенных, причем существенно. Так что их в основном выбирали люди с неплохим доходом и твердыми веганскими убеждениями.

Чтобы продукт пошёл «в массы», ему совершенно необходимо снижение цены.

К настоящему времени ценовой паритет более-менее достигнут: сосиски и молоко из растительных и животных компонентов стоят примерно одинаково. Но ценового преимущества, тем более значительного, со стороны альтернативных продуктов мы до сих пор и близко не видим.

И на данный момент проблема не решается, скорее наоборот: производители заявляют о росте себестоимости из-за подорожания логистики, а также роста расценок у поставщиков.

Отсутствие господдержки

 

Производители альтернативных продуктов жалуются на то, что государство им практически не помогает.

Еще один фактор – отношение россиян к таким продуктам. Возможно, ситуация будет налаживаться, если изменится менталитет.

Тем не менее, несмотря на все эти сложности, развитие данного рынка в России все равно происходит.

Например, если в 2020 году было произведено 24 000 и 63 000 тонн растительного молока и мяса соответственно, то в 2021 году – уже 146 000 и 126 000.

Поэтому есть шансы, что производство будет постепенно расти – но то же самое с большой вероятностью относится и к ценам. Ведь те же самые затраты на логистику, по словам производителей, выросли за последний год на 10-100%.