Российские аграрии не знают, куда деть миллион тонн свекловичного жома

Стоимость продукта стремительно снижается.

Этот год выдался удачным у российских производителей свеклы: после ее переработки на сахарных заводах удалось получить около 1,5 млн тонн жома. Однако в этом есть и проблема: куда направить этот объём, не очень понятно.

Ранее, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, до 88% жома шло на экспорт, из них 95% в страны ЕС.

Но теперь, после введения санкций, этот маршрут закрылся.

Сложность в том, что найти потребителей внутри РФ можно будет в лучшем случае на 0,5 млн тонн. Что делать ещё с миллионом – большой вопрос.

Свекловичный жом – специфическая продукция, в основном он идет на корм крупному рогатому скоту, а также овцам и козам.

Российские животноводы абсолютно точно не захотят и не смогут купить такой огромный объём, который изначально предназначался на экспорт. Тем более что долго хранить его не получится.

Всё это привело к тому, что цена на жом внутри страны упала на 50%. Впрочем, аграрии были бы рады избавиться от своего продукта и по таким ценам.

Что делать с избытком свекловичного жома?

Можно придумать несколько вариантов.

  1. Перенаправить на другие рынки – например, Китай или Ближний Восток, Африка

Безусловно, какое-то количество отправить туда удастся, но не факт, что это решит проблему в корне. Переориентация на другие рынки – процесс не мгновенный, а девать куда-то продукцию нужно уже сейчас.

  1. Попробовать обойти санкции

Помимо «серых» путей экспорта через третьи страны, есть и «белый»: превратить жом в другой продукт, который не попал под санкции. Это можно сделать с помощью мелассирования (добавления патоки).

Но и тут есть трудности: мелассировать жом может ограниченное количество российских заводов, причём явно не в таких количествах.

Мало того: пока ведётся вся эта работа, ЕС может принять санкции и против мелассированного жома, а это значительный риск.

  1. Складировать и ждать

Стоит сразу сказать, что «лишних» складов на 1 млн тонн жома в России нет.

Какое-то количество могли бы взять на хранение сахарные заводы, но и для них это может стать риском: если не удастся найти покупателей или переработать всю эту продукцию, придётся её утилизировать, а это значительные затраты.

Однако вариант «подождать» имеет свои скрытые преимущества.

Животноводы из ЕС тоже оказались в сложной ситуации, не получив 1 млн тонн кормов, в итоге им приходится конкурировать за пшеницу с другими производителями, что разгоняет на неё цену.

Поэтому не исключено, что страны Европы могут отменить санкции на жом уже в ближайшее время. Главное – чтобы он не успел испортиться до тех пор, пока это случится.