В Ленинградской области строится несколько зерновых терминалов.
В первом полугодии 2022 г. грузооборот портов Балтики остался на уровне 2021 года, объемы перевали контейнеров, нефтепродуктов, нефти и угля снижаются.
Основное падение объемов перевалки порты Балтийского бассейна пришлось на март 2022 г. В этот месяц грузооборот портов Балтики был самым низким за последние три года.
За первую половину 2022 г. оборот контейнеров снизился на 39%. При этом падение экспорта составило 32%, импорта – 45%, транзита – 58%.
В целом, в портах Балтики в первом полугодии рынок контейнеров (если учитывать Калининград) упал на 38.9%.
На падении оборотов сказываются несколько факторов:
крупные иностранные компании, обслуживающие контейнеры, ушли из России
санкции, введенные на часть импортируемых и экспортируемых товаров, ограничили возможность трансшипмента в портах Европы.
крупные импортеры по ряду товаров, перевозимых в контейнерах, прекратили поставки.
Общая ситуация такова, что под санкционное давление в той или иной степени попали практически все грузы, перевалка которых осуществлялась в портах Балтийского бассейна: контейнеры, нефтепродукты, нефть и уголь.
Поэтому строительство зерновых терминалов должно значительно улучшить ситуацию с грузооборотом портов Балтики.
На сегодняшний момент, зерно – один из самых безопасных видов грузов. Из-за проблем с продовольствием в мире, сельскохозяйственную продукцию санкции практически не затронули.
Планируется, что порты Балтийского бассейна будут отгружать зерно в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и в Африку.
Первый из зерновых терминалов должен начать свою работу в Высоцке уже в 2022 году.
В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию торгового терминала Lugaport в порту Усть-Луга – в апреле 2022 года здесь приступили к строительным работам.
Предполагается, что терминал будет переваливать около 7 млн тонн зерна в год. Также порт будет перерабатывать навалочные, генеральные и пищевые грузы, общим объемом 24 млн тонн (учитывая зерно).
В 2026 году в Усть –Луге заработает еще один терминал. Будет построен производственно-логистический комплекс, ориентированный на импорт и экспорт зерновых, пищевых и других насыпных грузов.
В рамках строительства глубоководного универсального морского портового комплекса «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» также будет построен зерновой терминал.
Планируется, что в 2025 году будет произведена опытная эксплуатация «Приморского УПК».
Строительство зерновых терминалов в Балтийском бассейне, учитывая перевалку на них грузов, наиболее защищенных от санкций, является положительной динамикой в развитии и региона, и портов.