РЖД собираются повысить объём транзитных перевозок в несколько раз

Планируется, что за ближайшие несколько лет этот объём может вырасти в 4 раза и составить 4 млн TEU.

Такого амбициозного показателя компания планирует достичь к 2027 году. Как отметил замдиректора РЖД Алексей Шило, возможно движение к этой цели даже более высокими темпами, что может позволить приблизиться к ней уже в 2025 году.

В настоящее время транзит контейнерных грузов через Россию составляет порядка 1,1 млн TEU. Это данные за 2021 год.

Причём в течение этого года объём перевозимых контейнеров вырос на 43%. Однако это пока ещё не очень большое значение, ведь суммарный объём перевозимых по территории России контейнеров – 6,5 млн TEU.

Но основная часть этого объёма приходится на внутренние перевозки.

Зачем увеличивать объём транзита?

 

Речь в основном идёт о транзите из стран Юго-Восточной Азии в Европу. Такой транзит по суше сейчас становится очень востребованным по целому ряду факторов:

Дороговизна перевозок по альтернативным маршрутам, в том числе по морю.

Эпидемиологические ограничения во многих портах Китая и Европы.

Всё это заставляет грузоотправителей переориентироваться на наземный транспорт, который и быстрее, и безопаснее.

При этом выгоды для России могут быть очень значительными, ведь транспортировка всего одного контейнера приносит в российскую экономику порядка 10 тысяч долларов.

На данный момент через Россию идёт лишь 6% транзита между Азией и Европой. Увеличение этой величины всего на несколько процентов может дать очень ощутимые суммы.

В то же время, пока от транзита контейнеров РЖД получает лишь 2% своей выручки от грузовых перевозок, что является не очень большой величиной.

Что может помешать планам РЖД?

 

Несмотря на стремление компании достичь своих показателей, есть несколько факторов, которые могут не дать ей это сделать, отмечают эксперты:

Низкая пропускная способность погранпереходов.

Недостаток контейнеров, а также платформ для их перевозки.

Эпидемиологические ограничения, актуальные для грузоперевозок всеми видами транспорта.

Недостаточные мощности ж/д маршрутов.

Например, чтобы увеличить транзит контейнеров по Транссибирской магистрали, её придётся частично разгрузить от составов с углём, а это вряд ли возможно, отмечают специалисты.

«С учетом сохраняющегося отставания по реконструкции Восточного полигона это может поставить под вопрос планы увеличения экспорта угля и создаст риски для экспортеров», — считает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.