Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на продовольствие вплоть до 2023 года.
Мировая экономика на фоне пандемии COVID – 19 восстанавливается медленно.
Во второй половине 2020 и в 2021 году потребители тратили деньги на товары, а не на услуги.
Резко возросший спрос на покупки в интернет-магазинах, переход на удаленную работу, рост продаж компьютерной техники привели к необычайно высокому спросу на логистические услуги.
Рекордный спрос и сокращенные возможности предложения создали ситуацию, которая спровоцировала глобальный рост ставок перевозок практически на всех маршрутах.
В ближайший год восстановлению по-прежнему будут угрожать высокие ставки фрахта, сбои в цепочках поставок, перегруженность морских портов и неэффективность терминалов.
Только рост стоимости контейнерных перевозок (если он сохранится) приведет к увеличению мировых цен на импорт на 11%, а уровня потребительских цен на 1.5% с сегодняшнего момента до 2023 года.
Влияние высоких тарифов на перевозку будет сказываться на экономиках стран по-разному: больше всех пострадают небольшие островные развивающиеся государства.
В таких странах аналитики прогнозируют рост цен на импортные товары на 24%, а рост потребительских цен на уровне 7.5%.
Особенное влияние рост ставок окажет на товары с низкой добавленной стоимостью: мебель, текстиль, одежда, изделия из кожи.
Это связано с тем, что частично (в большей или меньшей степени) производство указанных групп товаров находится в странах с низкой заработной платой, находящихся на значительных расстояниях от основных потребительских рынков.
Аналитики предполагают, что в Эстонии и Латвии цена вырастут на 3.7% и 3.9% соответственно.
В то же время в США возможен увеличение цен на 1.2%, а в Китае на 1.4%.
Производители Соединенных штатов зависимы от промышленных поставок из Китая и стран Восточной Азии, в связи с чем сбои и задержки в контейнерных перевозках будут сдерживать рост производства.
Примеры в цифрах:
Если ставки контейнерных перевозок вырастут на 10%, то, вкупе с перебоями в цепочках поставок, это приведет к снижению промышленного производства в США на 1%.
Аналогичная ситуация приведет к снижению производства в Китае только на 0.2%.
Что делать?
По прогнозам UNSTAD только повышение качества предоставляемых услуг в портах снизило бы средние мировые расходы на мировые перевозки на 4.1%.
Более эффективные меры по упрощению процедур торговли могут привести к снижению расходов на 3.7%, а улучшение связи линейных перевозок – на 4.4%.