Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провёл совещание с целью разработать комплекс мер по ускорению обработки грузов в портах.
Нормализация морских грузоперевозок – это один из важнейших вопросов, отметил Юрий.
«Для многих территорий Дальнего Востока морской транспорт является, по сути, безальтернативным, от него зависит снабжение населения продовольствием и товарами первой необходимости, строек – оборудованием и строительными материалами, развитие экономики.
В этом году ситуация в дальневосточных портах непростая. В них скопилось порядка 5,8 тыс. контейнеров при норме накопления 2,2 тыс.
Значительная часть грузов находится в сухих портах. Это вызвало сложности для Чукотки, Магаданской области, Сахалина, Камчатки».
Одна из причин – снижение каботажных перевозок (между российскими портами) при росте международных.
Проще говоря, активный товаропоток в Европу и другие страны вкупе с высокими ценами на товары и контейнеры переключил на себя основное внимание портов, в то время как обработка других грузов стала второстепенной задачей.
Однако такого быть не должно, поскольку многие населённые пункты на Дальнем Востоке получают основную часть снабжения именно морем. Подобные задержки могут вызвать там серьёзные сложности.
Свою лепту вносит и плохая погода. Например, 8 и 9 ноября по этой причине была отложена отправка из порта Приморского края около 1.6 тысяч TEU (контейнеров).
Ускорить движение грузов пытаются уже несколько месяцев. Пока не очень получается.
Например, на 1 ноября в портах Приморского края ожидали своей очереди 5.3 тысячи TEU. В том числе, социальные и генеральные грузы.
С 1 по 8 ноября количество контейнеров сократилось на 30%. Однако на 15 ноября оно вновь выросло: уже до 5.7 тысяч TEU.
Планируется, что на этой неделе будет вывезено до 1.8 тысяч TEU, но уже очевидно, что это может не решить проблему, так как новые грузы прибывают очень быстро. Поэтому нужен комплексный подход.
Что планируется сделать для ликвидации заторов?
В первую очередь, увеличить число каботажных судов, которые будут курсировать между российскими портами. С 15 ноября их количество выросло на 8.
Кроме того, для таких судов создаётся отдельная инфраструктура: причалы, склады, грузовые средства.
Наконец, в большинстве портов Дальнего Востока сейчас введен режим круглосуточной работы.
При подходе любого судна его разгрузка начинается немедленно.
Помимо Приморья, подобный режим уже используется в Магадане, Петропавловске-Камчатском, Корсакове, Анадыре и Певеке.
По итогам совещания многие ведомства получили поручения разработать комплекс мер, чтобы исключить такие ситуации в будущем.
В частности, планируется создать единую систему мониторинга грузопотоков и управления этими потоками. А также увеличить темпы строительства новых контейнеров и контейнеровозов.