Операторы контейнерных грузоперевозок протестуют против полувагонов

В ответ на эксперимент РЖД, которая тестирует перевозки контейнеров в полувагонах, контейнерные операторы выступают резко против и грозят перевозчику неприятностями.

Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок направил генеральному директору РЖД Олегу Белозерцеву письмо с просьбой ещё раз рассмотреть вопрос использования полувагонов для перевозок контейнеров.

По мнению авторов письма, делать этого не следует сразу по нескольким причинам.

Значительная часть грузов сейчас транспортируется в контейнерах, а они, в свою очередь – на специальных фитинговых платформах.

При этом логистика тщательно продумана, платформы катаются порожняком не более чем в 4% случаев. Замена их на полувагоны приведёт к разрыву логистических колец, а то и к использованию автотранспорта, что невыгодно РЖД.

Использование полувагонов (а из них в основном состоит парк РЖД) приведёт к снижению выпуска фитинговых платформ, а значит – и инвестирования в российское тяжёлое машиностроение.

Выгрузка и загрузка будут занимать больше времени (в среднем +30 минут на вагон). Это может привести к ужасным последствиям. Ведь, например, порт Находка (Приморский край) в сутки загружает/разгружает до 400 вагонов. Если эти процессы будут занимать больше времени, произойдёт коллапс.

Наконец, перевозка в полувагонах менее безопасна и более затратна. В процессе следования тестового состава (полувагоны с контейнерами) уже были похищены важные элементы вагонов. Более того, в зимнее время полувагоны придётся чистить от снега и льда.
 

Есть ли аргументы в защиту полувагонов?

 

Владелец НЛМК Владимир Лисин, который во многом лоббировал идею использования полувагонов, считает, что таких аргументов достаточно.

Один из них – из-за принятого в 2014 году запрета на перевозку контейнеров полувагонами Россия оказывается в менее выгодном положении, чем другие страны (Финляндия, Монголия, СНГ).

Понятного обоснования такого запрета нет. В конце концов, каждый грузоотправитель мог бы самостоятельно выбирать, в каких вагонах будут перевезены его контейнеры. И если ему подходят только фитинговые платформы, никаких проблем не возникнет.

В то же время, для кого-то могли бы быть выгоднее полувагоны. Запрет их использования не даёт действовать рыночным законам.

В то же время, отмечают эксперты, именно фитинговые платформы сейчас используются на большинстве важных направлений грузоперевозок.

А производство таких платформ только растёт. Например, за прошедший отрезок 2021 года их было выпущено на 98% больше, чем за тот же период прошлого года.

Поэтому, даже если полувагоны будут разрешены для транспортировки контейнеров, это, скорее всего, не окажет влияния на основные грузопотоки.