С ростом объёма поставок из Азии в Европу у России появилась возможность извлечь огромную выгоду из транзита.
Однако достаточных мощностей для этого нет.
Одна из главных причин резкого роста популярности ж/д перевозок в последний год – подорожание транспортировки морем.
А также коллапс и «пробки» во многих дальневосточных российских портах: порой разгрузки нужно ждать целый месяц.
В связи с этим значительно растёт популярность железных дорог.
Например, за 9 месяцев 2021 года объём контейнерных ж/д перевозок вырос на 40%. В основном это грузы, которые движутся из Азии в Европу.
Но российская транспортная система оказалась не готова к высоким нагрузкам.
Данный вопрос на прошлой неделе обсуждали в Совете Федерации РФ. Поставлена амбициозная цель – до 2030 года увеличить транзит грузов через территорию РФ в 2.5 раза.
Об это заявил первый зампред комитета СФ по экономической политике Ленар Сафин. Он также добавил, что развитие транспортной сети благоприятно повлияет не только на экспорт, но и на жизнь российских регионов.
Что мешает России развить ж/д транзит?
Во-первых, инфраструктура. Как только повысился грузопоток, стало ясно, что она не справляется с резко увеличившейся нагрузкой.
Во-вторых, возможности пропускных пунктов. Они тоже ограничены и часто превращаются в «узкие места», на которых всё затормаживается.
Поэтому скорость прохождения грузов через такие пункты нужно наращивать. Подобные планы у Минтранса РФ имеются: планируется до 2027 года модернизировать более полусотни пропускных пунктов.
Проблемой является финансовая сторона.
На один такой пункт нужно потратить около 2 млрд рублей. А на все пропускные пункты в целом в год выделяется не более 15 млрд рублей. Вот и получается, что в год возможна модернизация не более чем 7 пунктов.
Поэтому было принято решение начать с самых важных и значимых из них – с тех, через которые проходит максимальный грузопоток.
А в целом потребуется не менее 300 млрд рублей. Об этом рассказал замглавы департамента Минтранса Акоп Акопян.
В целом у ж/д перевозок очень хорошие перспективы. Ещё недавно их выбирали вместо морских только в том случае, если важна была скорость, и за неё заказчик был готов доплатить.
Сейчас ситуация поменялась: если морская транспортировка партии груза из Шанхая в Германию стоит около 14-15 тысяч рублей, то по железной дороге на 20% дешевле.
Получается, что России, и в частности РЖД, может оказаться бенефициаром огромных выгод, если возьмёт на себя транспортировку больших объёмов грузов из Китая в Европу.
Единственный вопрос – как решить все те проблемы, которые могут этому помешать.