Проблемы с контейнерными перевозками продолжают расти

Крупнейшие компании-перевозчики ожидают улучшения ситуации к 2023 году.

По окончании локдаунов многие предсказывали эффект «отложенного спроса» после снятия ограничений.

Но мало кто рассчитывал на контейнерный «коллапс», первоисточником которого стал Китай, быстрее других стран восстановивший экспорт после первой волны пандемии.

Осенью 2020 спрос на товары начал резко расти из-за мер поддержки населения в Соединенных Штатах и Европе.

В октябре 2019 года индекс мировых контейнерных перевозок составлял $1 200, в октябре 2020 года он вырос до $2 200, а к сейчас перешагнул отметку в $10 000.  

 

 

По отношению к июлю 2020 года индекс морского фрахта Freightos Baltic (FBX) в июле 2021 года вырос на 577%.

При этом спрос на контейнерные перевозки, согласно отчета компании Маерск, увеличился только на 2.7%.

Проблема не столько в нехватке контейнеров, сколько в пропускной способности терминалов и осложнением работы в портах в условиях пандемии.

Порты Америки еще до кризиса отставали в производительности от азиатских. Во время пандемии азиатские порты работали по 168 часов в неделю, а американские всего 112 часов.

Кроме того, в порту Лос-Анджелеса, например, одновременно на больничный отправляли 800 сотрудников – обработка грузов стала в 2 раза медленнее, чем в азиатских портах.

Следствие – долгий возврат контейнеров, которых в Китае стало не хватать для экспортных отгрузок.

В июне 2021 года только 39.5% судов пришли оп расписанию (в 2020 году – 77.7%, в 2019 – 83.5%).

Далее мир контейнерных перевозок погрузился в цепочку глобальных проблем: блокировка Суэцкого канала, ограничения в порту Яньтянь с конца мая 2021 года, тайфуны в Китае, паводки в Забайкальском крае, наводнения в Европе и т.д.

Взаимосвязь проста: пока в одном месте пожар, наводнение, затор – в другом месте из-за нехватки контейнеров и судов не могут вывезти товар.

На сегодня в мире задействовано 99.9% контейнеровозов. Огромное количество судов по миру стоит в портах в очереди, чтобы причалить: в Лонг-Бич, например, стоит 52 судна. Задержки в среднем более 2 недель.

Фрахтователей вынуждают платить огромные суммы за судно, а потом ждать, пока очередь из таких же 200 лодок рассосется.

Практически все контейнеровозы зафрахтованы по долгосрочным контрактам: найти судно в моменте попросту невозможно.

Глава компании A. P. Moller-Maersk в регионе Восточная Европа Жолт Катона считает, что ситуация начнет улучшаться во второй половине 2022 года.

К этому времени, по мнению главы компании, должны завершиться последствия пандемии, весь накопленный груз из Китая будет стабильно отправляться, а в эксплуатацию введут новые контейнеровозы, заказанные в 2020 году.