Минпромторг нашёл способ снизить цены на продукты в магазинах

Для достижения этой цели продуктовым торговым сетям рекомендовано перейти на долгосрочные прямые договоры с поставщиками.

В первую очередь, речь идёт о закупках наиболее важных продуктов: мясо, молоко, яйца, а также овощи «борщевого набора».

Если сети начнут заключать прямые договоры на длительный срок, это может существенно снизить конечную стоимость на полках магазинов, отметил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.

Одна из главных проблем, которую удастся решить таким способом – это сезонные колебания цены, достигающие порой значительной амплитуды.

Например, в первой половине этого года цена на куриные яйца была очень высокой, а летом производителям приходилось продавать их ниже себестоимости.

«По долгосрочным договорам стоимость яиц более стабильна, а волатильность по году ниже. Насколько нам известно, в течение года закупочные цены на яйца при поставках по долгосрочным договорам могут колебаться в районе 20%, сохраняя положительную рентабельность продаж для производителей. В то время как при закупках на тендерах цены в сезон и не в сезон могут отличаться в два-три раза», – отметил Виктор.

По его мнению, прямые договоры в конечном итоге были бы выгодны всем: и сетям, и производителям, поскольку страховали бы от неопределённости.

Кроме того, такие «качели» раскачивают весь рынок, поскольку цена тех же яиц, например, влияет на себестоимость выпечки и других изделий.

На сегодняшний день в Минпромторге рассматривается даже возможность законодательно закрепить обязанность как сетей, так и производителей взаимодействовать исключительно через прямые контракты.

Каковы недостатки системы прямых контрактов?

 

При всех перспективах внедрения такого инструмента, данное предложение вызвало немало критики.

Во-первых, для многих сегментов прямые контракты уже широко используются. Например, птицефабрики реализуют через них до 80% продукции.

При этом прямые контракты лишают рынок гибкости, поскольку заставляют участников совершать сделки, ориентируясь на рыночные реалии конкретного времени, а они могут быстро меняться. По этой причине очень маловероятно заключение таких договоров на долгий срок. А ведь Минпромторг настаивает, что контрактоваться нужно сразу на полгода или год.

По мнению ряда экспертов, более справедливы электронные торги, которые можно проводить, например, еженедельно.

Они позволят увидеть и оценить реальную обстановку на рынке, цены будут регулироваться сами, без всякого внешнего давления и принуждения, что очень важно для всех участников сделок.

Как отметил Виктор Евтухов, в Минпромторге параллельно рассматривают и ряд других мер, направленных на тот же результат – снижение цен в магазинах.

В том числе:

Таможенно-тарифные инструменты.

Прямую поддержку производителей.

Товарные интервенции (например, уже создаётся сахарный интервенционный фонд).

Поддержка мелкий производителей (организация ярмарок, рынков, нестационарной торговли).

Планируется, что всё это вместе поможет сдержать рост цен и, что не менее важно, избавить рынок от резких ценовых скачков.