XXVI Международная конференция «Причерноморское зерно и масличные 2021/22» завершилась

Всего за один день участники смогли обсудить множество вопросов.

Приведем наиболее важные, на наш взгляд, проблемы и тенденции рынка, озвученные выступающими:

Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза:

Мировая экономика под знаком неопределенности, и неопределенность чем дальше, тем больше.

Мир восстанавливается, причём наиболее быстрыми темпами восстанавливаются США и Китай, где был наибольший бюджетный дефицит.

В ближайшее время мировая инфляция будет высокой, причём рост цен на продовольственные товары будет выше, чем на остальные товары и различные услуги.

Мы вступаем в десятилетие, когда будет усиливаться регулирующая (или, правильнее сказать, ограничивающая) роль государства.

Генеральный директор «Щёлково Агрохим» Салис Каракотов (партнёр конференции):

Эксперт говорит о росте цен на минеральные удобрения и отмечает, что себестоимость возделывания озимой пшеницы выросла на 30%.

Влияние пошлин ощущается очень сильно, мы видим уменьшение применения минеральных удобрений.

Происходит колоссальный рост стоимости – из-за цены фосфора – глифосатных продуктов, что может негативно отразиться на хозяйствах, практикующих нулевую технологию. Техническая цена глифосата с прошлого года выросла в три раза.

Депутату Госдумы Александр Поляков:

Я сам вырос с рыночной экономики и считаю, что регулирование рынко – дело порочное в моём понимании… Шаг, сделанный в декабре [по ограничению экспорта и цен на некоторые продукты] – это шаг отчаяния.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:

Цель регулирования – удержать внутренние цены в интересах потребителя – не достигнута. Эффект нулевой, если не отрицательный. Экономика в прошлом сезоне [у сельхозпроизводителей] была шоколадной, но к чему пришли сейчас? Объём выручки уменьшается на 20%, мы видим ухудшение экономики продаж от снижения внутренних цен.

Эксперт прогнозирует, что выручка сектора уменьшится на 40% при увеличении себестоимости производства на 30%. Сельхозпроизводители будут вынуждены либо экономить на технологичных средствах производства, либо сокращать площадь сева некоторых культур.

Владимир Петриченко, генеральный директор «ПроЗерно»:

Темпы экспорта пока достаточно хорошие. Если сейчас в силу высокой пошлины не будет резкого падения отгрузок, то, с учётом сокращения экспортного потенциала на 10 млн тонн, вторая половина сезона для нас вообще может быть нулевой – всё отторгуем в первой половине сезона.

В октябре эксперт прогнозирует размер экспортной пошлины выше 70 долларов за тонну.

Региональный директор компании Agrozan Commodities Сабина Содикова:

От имени трейдеров готовится обращение в Минсельхоз России с просьбой изменить систему расчёта пошлины, ввести «понижательный коэффициент» пошлины для малых и средних портов (поскольку экспортёры на малой воде не выдерживают конкуренции с экспортёрами, которые работают в глубоководных портах), а кроме того, убрать из-под действия пошлины дурум, спельту и полбу.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько:

На юге экспортный потенциал близок к рекорду, в Центре и Поволжье – близок к провалу. Урал грозит стать даже импортёром пшеницы (производство ниже уровня потребления), а Сибирь в этом году получит большую валовку пшеницы, но экспортный потенциал СФО «работать будет на Казахстан».

Плохая или хорошая новость состоит в том, что мы снова приближаемся к той поганой точке, когда пошлина идёт вверх, а цена на ФОБе вверх не идёт. При прочих равных, простые расчёты показывают, что экспортёрам в ближайшие дни и недели нужно опуститься с закупочными ценами до 15 500 рублей за тонну (CPT, без НДС). Проблема для экспортёров в том, что аграрии на юге страны даже по нынешним ценам – 16 200 – 16 900 рублей за тонну – не готовы продавать. А надо опуститься ещё на полторы тысячи. Большой вопрос, что будет в этой ситуации с рынком.

В целом дискуссии были жаркими, вопросы к выступающим прямыми, а темы наболевшими.